Татьяна Мрдуляш: <br>Дмитрий Шостакович – культурный бренд Самары Персона

Татьяна Мрдуляш:
Дмитрий Шостакович – культурный бренд Самары

5 марта 2022 года исполняется 80 лет первому исполнению Седьмой симфонии в Куйбышеве. Этому событию будет посвящен комплексный проект, состоящий из выставки, концерта, а также инсталляции и мэппинга на здании театра. Выставка откроется в фойе Самарского академического театра оперы и балета – именно там, где оркестр Большого театра в начале 1942 года готовился к премьере.

На здание театра будет организован мэппинг – световая проекция, посвященная самым важным вехам в истории создания симфонии Победы, а также периоду жизни Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве. Помимо этого на площади установят интерактивную инсталляцию, созданную медиахудожниками студии креативных технологий Playtronica. Присутствующие услышат фрагменты первой части произведения, а также узнают, какой символический смысл несет в себе партия того или иного инструмента.

Кульминацией события станет исполнение оркестром Большого театра России под руководством главного дирижера и музыкального руководителя Тугана Сохиева Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича на сцене Самарского академического театра оперы и балета. Министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш (ТМ) прокомментировала главному редактору «Музыкальной жизни» Евгении Кривицкой (ЕК) идею этого события.

ЕК Вы выстроили вокруг исторической даты премьеры «Ленинградской» симфонии целую мультикультурную акцию.

ТМ Да, с одной стороны мы реконструируем обстоятельства и место премьеры: приезжает оркестр Большого театра, чтобы сыграть «Ленинградскую»  симфонию в девять часов вечера именно в этом зале. С другой стороны, мы к этому событию делаем выставку, где хотим рассказать современным языком о значении Седьмой симфонии, об истории исполнения, о самом Дмитрии Шостаковиче, конечно. И еще задействуем популярные сегодня мультимедийные технологии и делаем светомузыкальное шоу с видеомэппингом на здании Самарского театра оперы и балета. Само здание – это символ той эпохи, оно расположено на огромной площади, перед ним стоит памятник Валериану Куйбышеву. Мы можем по-разному к нему относиться, но это часть нашей истории. И мне кажется, что важен современный взгляд  на роль Седьмой симфонии в Великой Победе и на роль искусства в утверждении гуманистических ценностей. Часто говоря о пафосе Победы, мы забываем то, что в это вкладывали те, кто прошли войну, жили в то время. Главный пафос Победы – чтобы война никогда не повторилась. «Ленинградская» симфония – она об этом, о том самом страшном, что было побеждено, в том числе и благодаря этой музыке.

ЕК В связи с событиями, которые сейчас разворачиваются на Украине, затронутая вами тема необычайно актуальна!

ТМ Вы правы, хотя мы запланировали это событие еще год назад. Мы приглашаем послов иностранных государств, которые были в эвакуации в Куйбышеве–Самаре, мы конечно же приглашаем военных, людей культуры разных сфер – музыковедов, музейщиков. Сейчас важно обращаться к таким примерам гения, они вдохновляют нас и служат путеводным ориентиром.

ЕК Шостакович – важная фигура для жизни города, хотя он пробыл в Куйбышеве несколько месяцев. На доме, где он жил, есть мемориальная доска, и он вообще воспринимается как почетный гражданин.

ТМ Да, совершенно верно. Пребывание в Куйбышеве – отдельная страница биографии композитора. И для истории города – это веха, может быть, потому, что не так много великих творцов вышло из Самары. И интересная деталь: известные люди, чей взлет связан с Самарой, или те, кто много сделал в культуре, находясь в Самаре, – они родом из других мест. Самара ориентируется не на право рождения, а на дела, совершенные на нашей земле.

Шостакович в этом смысле – идеальная фигура, он попал сюда в период, когда Куйбышев рассматривался как запасная столица: сюда эвакуировали Большой театр, многих композиторов.

ЕК Родион Константинович Щедрин рассказывал, как его отец помогал в Куйбышеве Шостаковичу и брал его, тогда девятилетнего ребенка, на репетицию премьеры Седьмой симфонии.

ТМ Репетиция проходила в фойе театра, и, кстати, мы нашли нескольких людей, в раннем детстве присутствовавших на ней. К сожалению, слушателей, бывших на самой премьере, уже нет в живых…

Возвращаясь к вашему вопросу о важности фигуры Шостаковича для нашего города. Мы планируем в ближайшее время объявить о присвоении имени Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Самарскому театру оперы и балета. И очень приятно, что все наследники дали согласие: и супруга Ирина Антоновна Шостакович, и дети – Максим Дмитриевич и Галина Дмитриевна. Думаю, что эта акция еще больше усилит связь Самары и Шостаковича.

В городе также давно проходит фестиваль имени Д.Д. Шостаковича, но в этом сезоне мы его переформатировали, постарались сделать соответствующим масштабу личности и творчества Дмитрия Дмитриевича. Самара имеет моральное право на то, чтобы продвигать этого великого композитора, сделав его своим культурным брендом.

Клеман Нонсьё: Русская культура вдохновляет меня Конкурс Рахманинова

Клеман Нонсьё: Русская культура вдохновляет меня

Дирижер Клеман Нонсьё о том, легко ли добраться из Франции в Россиию и стать лауреатом конкурса Рахманинова

Мария Фомичёва: Театр – мир, где мне хорошо Персона

Мария Фомичёва: Театр – мир, где мне хорошо

Денис Мацуев: Играть Рахманинова очень сложно Конкурс Рахманинова

Денис Мацуев: Играть Рахманинова очень сложно

Об итогах, удачах и открытиях конкурса имени Рахманинова

Лариса Долина: Наши джазовые музыканты ничем не уступают западным Персона

Лариса Долина: Наши джазовые музыканты ничем не уступают западным