В Московской филармонии прошел XIV Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары». Художественный руководитель форума Артём Дервоед в очередной раз собрал на столичной сцене выдающихся классических гитаристов.
Парадоксально, что гитара, столь популярная сегодня в любительской сфере, имеет на порядок меньше поклонников как инструмент академический. Знаменитые рок- или блюз-гитаристы – это настоящие мировые звезды, в то время как исполнители на классической гитаре к громкой славе не стремятся. У них – серьезный репертуар (от переложений Баха, Моцарта до академической музыки XX–XXI веков), жесткие профессиональные требования к технической стороне исполнения и, наконец, понимание самой игры на инструменте как высокого искусства. Тем удивительнее, что фестиваль «Виртуозы гитары» пользуется неизменным успехом у публики.
По словам Артёма Дервоеда, за рубежом аналогов московскому форуму практически нет: «Да, фестивалей много, и в Германии и в США, но в большей степени все они сводятся к конкурсам. Фактически на них гитаристы играют для гитаристов. А так, чтобы фестиваль проходил на такой именитой сцене, чтобы в нем участвовали лучшие классические гитаристы, чтобы он был включен в абонемент филармонии, – такого, пожалуй, нет. За эти годы мы обрели своих постоянных слушателей. Среди них есть такие, кто посещает фестиваль много лет подряд».
Все началось в 2006-м, когда молодые и успешные гитаристы Артём Дервоед и Дмитрий Илларионов совместно с филармонией организовали первый фестиваль на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского – площадке, ставшей для форума родной. Тогда в Москву приехали музыканты из Испании, Италии, Франции и Белоруссии. При этом всегда ставилась задача представить все разнообразие музыки для гитары, а также открыть российскому слушателю новых звезд гитарного искусства.
За 14 лет на фестивале показали свое искусство более 40 артистов из 22 стран мира. Среди них Аниелло Дезидерио (Италия), Ролан Дьенс (Франция) Зоран Дукич (Хорватия), Павел Штайдл (Чехия), Хосе Мария Гальярдо дель Рей (Испания), Костас Котсиолис (Греция), Марчин Дылла (Польша). Компанию гитаристам составили симфонические оркестры и выдающиеся исполнители на других инструментах: Айдар Гайнуллин (баян), Борис Андрианов (виолончель), Александр Акимов (альт), Борис Березовский (фортепиано), Дмитрий Ситковецкий, Иван Почекин (скрипка).
У «Виртуозов гитары» есть свои незыблемые традиции, но время все же подсказало некоторые изменения формата: вместо пяти-шести концертов, рассредоточенных в пределах месяца, последние фестивали стали более компактными: четыре концерта теперь укладываются в пятидневку. Первый вечер – это масштабное открытие с участием оркестра, второй и третий – сольные выступления, а заключительный гала представляет камерную линию репертуара. Последние три года в рамках форума проводятся и бесплатные мастер-классы, на которых концертирующие солисты делятся опытом с педагогами и студентами.
Нынешний фестиваль, как всегда, собрал и дебютантов, и любимцев столичной публики. Впервые в Москве выступили лауреат престижных международных конкурсов Воин Коцич (Сербия), эксклюзивный артист Warner Classics Тибо Гарсия (Франция), а также представитель легендарной гитарной династии Пепе Ромеро (Испания). Среди «бывалых» – итальянец Флавио Сала. Постоянный участник первых фестивалей, он вновь приехал в Россию после девятилетнего перерыва. Особое внимание привлек гость из Японии, один из самых востребованных в мире исполнителей на классической гитаре Шин-Ичи Фукуда. Для многих открытием стал тот факт, что гитара в Японии широко распространена как среди любителей, так и профессионалов; японские композиторы много сочиняют для этого инструмента, а его популярности в Стране восходящего солнца способствуют акустически совершенные залы.
На концерте-открытии Шин-Ичи Фукуда в дуэте с Дмитрием Колупаевым (гобой д’амур) исполнили «Vers, L’arc-en-ciel, Palma» Тору Такэмицу в сопровождении ГАСО имени Е. Ф. Светланова (дирижировал Валентин Урюпин). Первый вечер как нельзя лучше продемонстрировал главный принцип фестиваля – многогранность и стилистическое разнообразие программ. Тибо Гарсия обратился к классическому репертуару: он выбрал ми-минорный концерт Фердинандо Карулли – композитора, считающегося первым сольным исполнителем на гитаре, автора первого полного пособия для обучения игре на этом инструменте. В блистательной интерпретации Пепе Ромеро прозвучал всегда желанный хит – концерт для гитары с оркестром «Аранхуэс» Хоакина Родриго.
Однако гвоздем программы стала мировая премьера – «НЮ ШУ: Тайные песни женщин», симфония для арфы, микрофильмов и оркестра китайского композитора Тан Дуна в переложении для гитары. Симфония пополнила список больших фестивальных премьер (в прошлом году в него вошел Концерт для гитары с оркестром Александра Чайковского, написанный специально для «Виртуозов гитары»).
Ню Шу – уникальный язык, на котором с XIII века общались женщины в китайской провинции Хунань. Это единственный известный язык с гендерной привязкой. Он передавался из поколения в поколение, от матери к дочери; и на нем не говорят, а поют. Со второй половины XX века язык вымирает, так что Тан Дун, будучи родом из провинции Хунань, решил увековечить его в музыке. Пожалуй, главный «инструмент» в симфонии – 13 микрофильмов, смонтированных из 200 часов видеосъемки, которую осуществил композитор вместе со своей командой. Каждый фильм посвящен одной из сторон жизни китайской женщины, отраженной в ритуально-бытовом плане: есть здесь и мудрая песня матери, и свадебные наставления, и плач по прошедшей жизни. Микрофильмы не просто вписаны в партитуру: их «исполняет» отдельный специалист, который ускоряет или замедляет запись.
Интересно, что обладатель премий «Оскар» и «Грэмми» Тан Дун сам предложил Артёму Дервоеду сделать вариант «Тайных песен» для гитары, хотя знаменитый китаец известен категоричным отношением ко всякого рода аранжировкам. Валентин Урюпин уверенно справился со сложной и очень необычной партитурой, а игра Дервоеда доказала не только его мастерство, но и удивительную способность музыканта включаться в «предлагаемые обстоятельства». Первый сольный вечер нынешнего фестиваля разделили между собой Артём Дервоед и Пепе Ромеро. На сей раз в исполнении Дервоеда прозвучали клавирная соната ля мажор Д. Скарлатти в переложении для гитары, «Фантазия» Леньяни, «Кампанелла» Паганини и посвященная Дервоеду композиция Кевина Кэллахана «Одержимый». Гитарист нашел особый подход и особый звук для каждого произведения: так, сдержанность исполнения старинной сонаты подчеркнула романтическую виртуозность «Кампанеллы».
Пепе Ромеро предсказуемо привез программу из шедевров испанских национальных композиторов: Гранадоса, Малатса, Родриго, Морено-Торробы, Турины. Техническое совершенство игры Ромеро знатоки воспринимают уже как нечто само собой разумеющееся. Захватило другое: терпкая эмоциональность, жанровый темперамент, яркая палитра тембровых красок – кусочек солнечной Испании в холодной серой Москве.
Не меньше впечатлил и второй рецитал. Тибо Гарсия – самый молодой участник фестиваля, лауреат множества международных конкурсов, в свои 24 года уже записавший три альбома. Основное место в его творчестве занимает гитарная классика, что и подтвердила программа, привезенная Гарсией на фестиваль: Чакона из Второй партиты для скрипки соло И. С. Баха, «Собор» Агустина Барриоса, Инвенция и Пассакалия Александра Тансмана, два танго из «Четырех времен года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Подобный стилистический диапазон позволил Гарсии сполна проявить разнообразные технические возможности и тембровые качества инструмента.
Любимец московской публики Флавио Сала на нынешнем фестивале блеснул своими собственными аранжировками популярной музыки для классической гитары. Шедевры рок-звезд – Элвиса Пресли, Эрика Клэптона и Фредди Меркьюри – прекрасно сочетались с саундтреками Ханса Циммера, Рица Ортолани и Эннио Морриконе. Гитара в руках Салы стала инструментом, способным передать полнозвучность оркестра и создать ощущение полноценного драйва. Вечер завершился по-оперному эффектно: темпераментный итальянский виртуоз зажег своим исполнением «Россинианы» – фантазии на темы из опер Россини.
Камерной музыке по традиции отдали заключительный концерт. Помимо Воина Коцича, поэтично сыгравшего Сонату для гитары Антонио Хосе и «Гранаду» Альбениса, выступили все участники фестиваля, в том числе и приглашенные солисты. Валентин Урюпин в качестве кларнетиста совместно с Шин-Ичи Фукудой исполнил «Kelt Spirits» Масанори Като, а в ансамбле с Артёмом Дервоедом – композицию «Туман над озером» Яна Фрейдлина. Специальный гость фестиваля, победитель последнего Конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев в дуэте с Дервоедом представил «Фантазию для гитары и фортепиано» Ханса Хауга. Многогранный Флавио Сала сначала удивил своим собственным сочинением «Drapetomania», а на десерт вместе со струнным квартетом камерного оркестра «Виртуозы Москвы» порадовал любимой киномузыкой: темой из фильма «Почтальон» Луиса Бакалова и знаменитым саундтреком к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса.
Следующий год для «Виртуозов гитары» – юбилейный. Артистический директор фестиваля пообещал, что «формат останется тот же, но будут особые гости». Запланирован приезд легендарного японца Кадзухито Ямаситы, перевернувшего представление о классическом репертуаре гитариста. Сделанные им переложения, в том числе «Картинок с выставки» Мусоргского, – непревзойденные до сих пор вершины гитарной виртуозности. В Москву Ямасита приедет с «Шехеразадой» Римского-Корсакова, а его дочь Наоко исполнит упомянутые «Картинки с выставки». С нетерпением ожидаем Аниелло Дезидерио – легенду итальянской гитарной школы, не посещавшего фестиваль с 2015 года.