Театр, чуждый высокомерия Анонсы

Театр, чуждый высокомерия

17 апреля в «Крокус Сити Холл» – «Балет Бежара» из Лозанны. На вечере будут показаны одноактные балеты «t’M и вариации» и «Бежар чествует Мориса».

Морис Бежар – фигура культовая. Он перевернул представления о танце XX века, невообразимо расширил горизонты пластических возможностей театра. Гении танца Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Рудольф Нуреев, Сьюзен Фаррелл, Сильви Гиллем и другие харизматики не прошли мимо Бежара: мимо магнетического титана – никак.

Первый легендарный визит труппы Бежара в Москву в 1978 году можно сравнить лишь с сокрушительным «ударом» стихии. Если на первый спектакль «9 симфония» Бетховена можно было купить лишний билетик, то на второй – Кремлевский дворец брали штурмом: конная милиция едва сдерживала натиск перевозбужденного моря театралов, почувствовавшими себя истинными колумбами-первооткрывателями. Кстати, гастрольная программа была тщательно выбрана самой Галиной Улановой. И в балете «Ромео и Юлия»  выступила ее ученица знаменитая Екатерина Максимова с уникальным танцовщиком Хорхе Донном, воистину транслятором идей Бежара (эпоха этого легендарного альянса Бежар-Донн – золотые годы бежаровской труппы).

Гастроли в Москве проходили триумфально. Во время спектакля «Весна священная» зрители, казалось, не дышали, замерев от восхищения и неожиданности, увидев «секс» на сцене – мужчина распластывался на теле женщины! Ну а таких полуобнаженных молодых красавцев-мужчин и в таком количестве на кремлевской сцене Москва никогда не видывала: это был эстетический шок для публики!

А после спектакля бежаровской труппы в Большом театре с участием Майи Плисецкой в «Айседоре» и Владимира Васильева в «Петрушке» на артистов обрушился с ярусов ливень цветов, засыпавших сцену так, что уборщицам пришлось орудовать метлами и швабрами при всем честном народе. Артисты-гастролеры массово выскакивали из-за кулис, чтобы сфотографировать это зрелище, ибо подобного успеха они еще не знали.

Невиданный доселе синтетический танцтеатр, пластическая новизна, философски талантливая режиссура и авторский хореографический язык Бежара буквально «снесли крышу» у отечественной публики. Труппу «Балет XX века» в Москве тут же окрестили «Балетом XXI века».

И, если французы принимали Бежара с оговоркой, снобистки называя его стиль китчем, то Москва полюбила его и приняла сразу и безоговорочно, возведя на Олимп искусства танца.

Бежару было скучно ставить обычные балеты. Он в уникальной гармонии объединил танец, пение, музыку, драматическую игру, пантомиму и поэзию. Это был театр, чуждый высокомерия.

С 1987 года труппа переехала из Брюсселя в Лозанну, сменив название на Béjart Ballet Lausanne. А после смерти Бежара компанию в 2007 году возглавил Жиль Роман. Он сохраняет наследие и ставит новые балеты.

На нынешние гастроли, организованные продюсерской компанией «Show Time»,   труппа привезла в Москву одноактный балет Жиля Романа «t’M и вариации» (авторы саундтрека – Ник Кейв и Уоррен Эллис), поставленный к 30-летнему юбилею компании. Загадочное название «t’M» – игра слов и букв: это и «тебя люблю», и «тема с вариациями», и «Морис». Жиль Роман создал балет в форме личного дневника, адресованного Бежару. Это вариации на тему любви и вдохновенное высказывание о неистовом желании танца.

Для второго отделения «Бежар чествует Мориса» Жиль Роман подобрал отрывки и па-де-де из разных балетов Бежара, представив их в виде сюиты, разворачивающейся как подготовка к праздничной вечеринке. Звучит музыка Бетховена, Веберна, Россини, Штрауса и музыка народов мира. Этот яркий балет отправляет зрителя в путешествие по вселенной основателя компании Мориса Бежара.