Московские гастроли Башкирского театра оперы и балета в середине марта нынешнего года стали в каком-то смысле рубежной точкой: показанная на исторической сцене Большого театра опера «Аттила» Верди стала последним ярким «живым» событием сезона. Далее наступила эра онлайна…
О том, как держатся и чем живут друзья в Уфе, Евгения Кривицкая (ЕК) поговорила с художественным руководителем Аскаром Абдразаковым (АА) и главным дирижером театра Артемом Макаровым (АМ).
АА Мы полны сил, в строю. Как и все, мы занимались дома, кому-то из наших солистов соседи стучали в стенку… Но бодрость духа всегда присутствует в наших артистах. Слава Богу, постепенно ограничения снимаются, мы потихоньку приходим в театр, несмотря на то, что начался отпуск. Отрадно, что все соскучились по любимому театру, и надеемся, что в сентябре мы уже встретимся с нашими зрителями.
АМ Конечно, пришлось пережить длительный период простоя всей труппе, это нелегко, так как все – фанаты своего дела. А просто сидеть дома и что-то напевать, или играть, или делать балетные упражнения, конечно, сложно. Всем не хватает адреналина, выхода на сцену, эмоций публики.
ЕК Тем не менее вы старались поддерживать контакты со зрителями, пусть и виртуальные, показывали записи некоторых спектаклей.
АМ Да, но помимо того, у нас прошла серия онлайн-концертов, коротких (15–20, иногда 30 минут), в которых принимали участие и артисты балета, и солисты оркестра.
ЕК И даже вы, как пианист. Для публики это особенно любопытно, когда дирижер может сойти с подиума и перевоплотиться в исполнителя.
АМ Я не считаю себя концертирующим пианистом, и на протяжении всей карьеры занимался аккомпаниаторством. Начинал в театре как оперный концертмейстер, что мне в дальнейшем очень помогло. Меня до сих пор часто просят послушать солиста, позаниматься с ним. Я несколько лет работал концертмейстером в классе педагога Аскара Миляуши Муртазиной и от нее узнал многие вещи по технике вокала… А возвращаясь к теме разговора, расскажу, что мы исполнили с нашей солисткой Дилярой Идрисовой несколько романсов и «Вокализ» Рахманинова. И назвали программу «Соло для двоих». Был концерт к 9 мая, где звучали песни военных лет.
ЕК Я видела фрагмент, где как раз Аскар пел «День Победы» Тухманова. Красивая съемка, фактурный бас – здорово! И активность ваша в соцсетях была действительно заметной.
АА Считаю, что театр для того и существует, чтобы общаться со зрителем. Да, в период изоляции мы смогли привлечь новую публику именно благодаря выходу в соцсети. И о нас узнали в международном масштабе, потому что смотреть мог любой.
ЕК Ваша передача #Театр с Аскаром Абдразаковым привлекла особое внимание. Там вы беседовали по душам и с директором Ильмаром Альмухаметовым, о чьей биографии, философии мы узнали много интересного. А потом вы встречались с солистами, с представителями цехов – с людьми, которые технически обеспечивают спектакли, но мы их никогда не видим.
АА Я хотел бы и в дальнейшем продолжать эту историю. Ведь у меня накоплен серьезный опыт в качестве ведущего авторской программы «Гримерка» на радио «Орфей». И теперь я смог расширить формат, сделать видеобеседы, показывая наш театр изнутри. Вот, Артем рассказал, как дирижеры читают партитуры, как их учат, открыл секреты своей «кухни»…
ЕК Мы беседуем после вашей репетиции. Она проходила пока в пустом театре, но все-таки в реальном времени. Что вы готовите?
АМ Давно хотели сделать программу с романсами Чайковского.
АА Готовим романсы «Благословляю вас, леса», «Нет, только тот, кто знал», «Слеза дрожит», «Серенада Дон Жуана», «Хотел бы в единое слово». Запишем их и будем транслировать онлайн.
ЕК Давайте поговорим о том, как должен был завершиться сезон.
АА Этой весной готовили с нашим главным режиссером Филиппом Разенковым оперетту «Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха. А также – оперу Vita Nova современного композитора Владимира Мартынова.
ЕК Полярные жанры – оперетта и постмодерн. Смело!
АМ Мы давно хотели обратиться к оперетте, потому что у нас в республике нет самостоятельного театра музкомедии. Так что раз в пять-шесть лет мы обращаемся к оперетте или мюзиклу. Это сочинение Оффенбаха предложил Филипп Разенков: честно признаюсь, я раньше эту музыку не знал. Но посмотрел запись французской постановки, и мне очень понравилось. Нам показалось, что это будет свежо, неизбито. Что касается Мартынова, то режиссером выступит Елизавета Корнеева, с которой мы работали над постановкой «Лунного мира» Гайдна. Тогда Лиза выиграла грант Министерства культуры России, и то же самое произошло сейчас. Она себя интересно зарекомендовала и на московских площадках, как человек талантливый, неординарный, что подтвердил также конкурс «Нано-опера», где она получила вторую премию.
ЕК Я ее помню, в тот год я была в медиажюри конкурса, который стал «поставщиком» вам в театр молодых режиссеров. Ведь и Филипп Разенков там завоевал лауреатство.
АА И еще Ляйсан Сафаргулова, обладатель Гран-при прошлого года. В конце сезона намечена премьера «Евгения Онегина», и мы решили дать возможность поставить классический шедевр нашей молодой коллеге. Это будет первый полноценный спектакль Ляйсан.
ЕК Уверена, что она придумает что-то необычное. Здорово, что вы так продвигаете молодежь. Но вернемся к Vita Nova.
АМ Лиза Корнеева принесла мне список возможных сочинений для постановки, где значилась в том числе опера Мартынова. Послушал, меня она заинтересовала, тем более что, как мне кажется, философский строй сюжета из «Новой жизни» Данте и музыки резонирует с тем, что с нами происходит сейчас.
ЕК На какой стадии остановилась подготовка премьеры?
АА Шли репетиции, был готов макет, сделаны эскизы декораций, костюмов – возможно, они даже уже готовы. Еще бы пару недель, и мы бы могли делать прогоны.
ЕК Спектакль планировался на малой сцене или на большой?
АА На большой. Здесь полный симфонический оркестр, развернутая партия хора, и действие имеет ораториальный характер.
АМ Я больше всего переживаю, как справится хор: там сложная фактура, но пока ситуация не позволяет им совместно репетировать. Что касается солистов, то там особых проблем я не вижу. Подчеркну, что мы осуществим мировую премьеру. Знаю, что готовилась постановка в Мариинском театре, но в последний момент что-то не сложилось. Поэтому композитор ждал этого события и, конечно, расстроился, что пришлось переносить дату. Теперь мы планируем показ в начале декабря.
ЕК Аскар, ведь и вы готовитесь к важной для себя премьере в новом сезоне. «Дон Кихот» Массне, где главная партия отдана басу. Кто в вашей команде?
АА Буду дебютировать в амплуа режиссера-постановщика, дирижер – Артем Макаров, художник – Иван Складчиков.
ЕК Обращение к Массне – это продолжение французской линии, заявленной в «Фаусте» Гуно, где Аскар блестяще воплотил образ Мефистофеля. Да и облик испанского гранда ему к лицу – ничего специально делать не придется. Поздравляю с прекрасным выбором!
АА Благодарю за комплимент. Постановка будет классическая, красивая, и мы решили визуально приблизиться к эпохе действия романа. Иван, наш главный художник театра – специалист в области исторического костюма, он уже все отрисовал, и мы ждем теперь возможности личной встречи и детального обсуждения по каждой сцене.
ЕК В театре сильная балетная труппа. Мы знаем, что им сейчас приходится тяжелее всех.
АМ После отпуска придется интенсивно входить в форму. Наш главный балетмейстер Леонора Куватова хватается за голову, говорит, что понадобится не менее двух месяцев, чтобы они пришли в то состояние, в каком находились до карантина. Что касается планов, то к 9 мая готовились два одноактных балета на музыку Шостаковича. Их должен был ставить Иван Васильев, но они пока перенесены и, скорее всего, состоятся в начале ноября.
АА Балет – это удел молодых, так что надеемся, что они быстро восстановятся.
ЕК Неужели нельзя было составить такой график, чтобы они маленькими группами приходили и хотя бы делали «класс»?
АМ Нет, все запрещено пока. Был период, что даже я не мог войти в здание.
АА Во время самоизоляции в театр имели доступ только директор и я. Мы вдвоем решали все вопросы и с Министерством культуры, и с правительством.
ЕК Какие сейчас послабления?
АА Пока разрешено собирать в помещении одновременно до 40 человек. Поэтому мы решили на нашем Художественном совете, что с 1 июня театр уходит в отпуск, на месяц, после чего начинаем репетиции.
ЕК Сейчас пока передвижение ограничено. Как вы проведете отпуск?
АА Мы как раз получили лицензию на открытие Академии молодых певцов, поэтому я даже не думаю об отдыхе. Надо заниматься помещением, найти инструменты, объявить конкурс и провести набор.
ЕК Вы открываетесь при Оперном театре?
АА Да. Академия будет носить имя Федора Ивановича Шаляпина. В основном мы отберем уже получивших образование вокалистов, желающих связать свою жизнь с театром. Академия международная, подать заявку сможет любой. Курс двухгодичный, шесть счастливчиков получат стипендии, общежитие, чтобы полностью погрузиться в учебу.
АМ Что касается отпуска, то отвечу, наверное, как и многие мои коллеги. Появилось время узнать что-то новое, заняться самообразованием, посмотреть трансляции спектаклей, на которые раньше не хватало времени. Погрузиться глубже в партитуры, покопаться в сочинениях, которые раньше готовились в спешке. Я буду готовиться к премьерам будущего сезона. У партитуры Оффенбаха, к примеру, оказалось несколько редакций, надо обдумать варианты, скомпоновать, проверить оркестровые голоса.
ЕК Желаю вам плодотворно провести это время. И помнить, что именно артисты, культура скрасили жизнь во время карантина. Мы скучаем без вас.