Тенор в засаде События

Тенор в засаде

В Свердловской музкомедии поставили мюзикл «Одолжите тенора»

Просто удивительно, как опера с опереттой, да и классический мюзикл обожают прием «театра в театре»: действие разворачивается ­где-нибудь в закулисье, основной сюжет двигается параллельно «театральному», герои мечтают и о сцене, и о любви – примеров масса, от «Сказок Гофмана» до «Призрака оперы». Ситуация приобретает особую пикантность, когда современный мюзикл рассказывает об оперных делах без придыхания, а с ясными пародийными намерениями, но в итоге признается ей в любви. «Боже, благослови оперу!» – произносит один из героев мюзикла «Одолжите тенора» – и с ним согласны не только персонажи спектакля.

Премьера этого мюзикла, полтора десятка лет радующего публику по обе стороны океана, прошла в Свердловской музкомедии под грифом «впервые в России». В его литературной основе – пьеса Кена Людвига, типичная комедия положений с переодеваниями, недоразумениями и счастливым концом; она приобрела популярность с конца 1980-х годов и не так давно даже добралась до российской сцены. Пропустить мимо сюжет, действие которого происходит в опере, не смогли композитор Брэд Кэрролл с либреттистом Питером Шэмом, и в 2006 году Lend Me a Tenor стал мюзиклом.

Фееричная история о скромняге из суфлерской будки провинциального американского театра, в нужный момент заменяющем в «Отелло» знаменитого итальянского тенора, выглядит очередной инверсией «Золушки» или классической вариацией на тему «Как поверить в себя и обрести любовь». В музыке Кэрролла увлекает ловко закрученный микст джазовой энергии и милой лирики бродвейского образца с цитатами из оперной классики. Оба действия начинаются с фрагментов «Отелло» Верди, отзвуки россиниевского бельканто звучат в дуэте знаменитого тенора и его жены, а прима театра, желая поразить своим вокалом заезжую звезду, выдает набор знаменитых оперных арий, от Доницетти до Вагнера. Созданный в наши дни ретромюзикл (действие происходит в 1930-е годы) четко воспроизводит лекала классической театральной продукции нью-йоркской 42-й улицы, и невольно поражаешься тому, что модель не устарела, технологии работают, а нужные эффекты срабатывают в строго запланированных местах.

Замысел постановки «Одолжите тенора» в России принадлежит Антону Музыкантскому. Молодой режиссер получил отличное образование в Лондоне и мечтал о дебюте в российском репертуарном театре. Своей идеей он смог увлечь директора Свердловской музкомедии Михаила Сафронова, всегда имевшего поразительное чутье на все свежее и оригинальное. Самой премьеры Сафронов, в прошлом сезоне ушедший из жизни, к сожалению, не увидел, но наверняка был бы счастлив и доволен, как и зрители двух первых показов. В наше пандемическое время тревог и потерь смешной и беззаботный спектакль – то, что доктор прописал.

К постановке мюзикла молодая команда, получив разрешение правообладателей, подошла творчески. Честное копирование – не наш путь, и спектакль приобрел немало авторских нюансов и штрихов, начиная с либретто в переводе Марии Бар, которое в театре немного дополнили. В результате текст получился удачным, шутки, остроты, словесные пикировки персонажей не позволят заскучать. Поворотный круг, имеющийся в екатеринбургском театре, дал спектаклю ускорение (сценограф Анастасия Пугашкина), перемены мест действия (а это оперная сцена, лобби отеля, узкий коридор и номер-люкс) почти молниеносны. Работа дирижера Антона Ледовского позволяет получать удовольствие от стилистических контрастов. Но прежде чем встать за пульт качественно звучащего оркестра, он полностью переоркестровал партитуру (составы оркестра в наших музкомедийных театрах и западных очень отличаются) и сделал новые аранжировки.

Николай Капленко – Тито Мерелли, Антон Сергеев – Макс Гербер

Для труппы, в репертуаре которой бродвейские мюзиклы были всегда, предложенный материал оказался близким по духу, в театре откликнулись на него с энтузиазмом. Кастинг можно назвать снайперски точным, никого одалживать не пришлось. Мастер-­класс по пластической эксцентрике (включая финальный степ!) и голосовым особенностям острохарактерных персонажей дает Павел Дралов в роли директора театра Кливленд Гранд-опера Генри Сандерса. Николай Капленко буквально дождался своего героя Тито Мерелли: роль прославленного тенора он примерял на себя не однажды, и не только в спектаклях. «Тенора в засаде», очкарика Макса Гербера играют в очередь два молодых и голосистых солиста: Евгений Елпашев и Антон Сергеев, причем второй по жизни, ­вообще-то, баритон, но с большим диапазоном. Прелестна и нежна Екатерина Мощенко (Мэгги Сандерс), при этом с такой необходимой в этой роли «частичкой черта». Светлана Кочанова и Ольга Балашова, имея абсолютно разную психофизику и вокальные данные, блистательно и по-разному играют приму Диану Дивейн. В сущности, это два расклада творческих сил в Кливлендской опере: в первом случае театру, неожиданно приобретшему своего супертенора, вскоре предстоит искать и певицу, но зато у него будет своя властительница, ведь в итоге всех недоразумений ей удалось соблазнить самого директора. А в другом, когда обоймой знаменитых оперных арий «выстреливает» Ольга Балашова (в Екатеринбурге в пастиччо добавили еще и выходную арию Снегурочки!), мы понимаем, что дела в этом театре теперь точно пойдут в гору. Вообще, поют в спектакле очень прилично, включая хор (хормейстер Светлана Асуева). Особо стоит отметить отстроенную звуковую атмосферу спектакля (концепция звука Сергея Евсеева) – обычно самое слабое звено в российских постановках. Под руководством Виктории Канаткиной классическим степом овладели танцовщики балетной труппы театра. А пластическая подвижность как солистов, так и исполнителей самых маленьких ролей, просто радует глаз.

Ясно, что впереди у спектакля увлекательный процесс наращивания мускулов и уточнения деталей. Наверное, повадки и перепалки тенора с супругой станут еще более итальянистыми, оба исполнителя роли Макса покажут в процессе удивительную трансформацию своего героя, ­кто-то приберет чуть излишний на премьере нажим, а все без исключения – смогут предъявить контраст вокала мюзиклового с академическим, там, где это по тексту необходимо. Но ясно и то, что театр уже сегодня получил в афишу отличный репертуарный хит.

Без страха смотреть на небо События

Без страха смотреть на небо

На Камерной сцене Большого театра представили «диалог» двух опер послевоенного времени

Пасха. Классика. Туризм События

Пасха. Классика. Туризм

С 1 по 9 мая в Ярославле прошел ХIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

На тихом морском берегу События

На тихом морском берегу

Владимир Юровский приурочил фестиваль к 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского

Второе рождение Александра Невского События

Второе рождение Александра Невского

На фестивале Юрия Башмета в Ярославле отпраздновали 800-летие Александра Невского