Теодор Курентзис привезет в Москву «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса — концерт, который станет также финальной точкой Международного Дягилевского фестиваля — 2019. Новую программу маэстро представит со своим хором musicAeterna и давним музыкальным партнером Mahler Chamber Orchestra. В Перми концерт пройдет сегодня в Пермском театре оперы и балета, в Москве он состоится при поддержке банка ВТБ в концертном зале «Зарядье» 31 мая.
Свою трактовку «Немецкого реквиема» — opus magnum Брамса, сочинения, которое обеспечило 35-летнему композитору мировое признание — Теодор Курентзис представит сегодня в Перми, на закрытии Дягилевского фестиваля — 2019 и вновь сыграет в Москве 31 мая. На этот раз его интерпретацию воплотят один из лучших западных коллективов, оркестр, многие годы сотрудничающий с маэстро в Европе, — Mahler Chamber Orchestra и пермский хор musicAeterna, в прошлом году получивший с подачи престижной музыкальной премии Opera Awards статус лучшего хора мира.
Теодор Курентзис и Mahler Chamber Orchestra давно знают друг друга. Их объединяет страсть к риску и разнообразию в отношении к музыке и жизни. Они встретились в 2010 году и с тех пор накопили обширный репертуар, экспериментировали с различными форматами концертов, записали CD и DVD и провели несколько турне по Европе и Южной Америке. С хором musicAeterna оркестр впервые встретился на одной сцене в 2016 году, исполнив редкое и довольно сложное сочинение Лучано Берио Coro. В этом году их совместный репертуар пополняется сочинениями Брамса и Фелдмана, которые впервые прозвучат в исполнении двух коллективов в Перми на закрытии Дягилевского фестиваля — 2019.
Анна Матц, первая скрипка Mahler Chamber Orchestra: «Для Mahler Chamber Orchestra это будет особенным опытом: мы с большим нетерпением ждем не только совместной работы с Теодором Курентзисом, но и сотрудничества с энергичным, страстным и харизматичным хором musicAeterna. «Немецкий Реквием» Брамса во многих отношениях каноничный и хорошо нам знаком, но представление его совместно с Теодором будет для всех нас новым опытом любви, духовности и человечности.
Также в программе концерта «Рапсодия» (Alto Rhapsody) для контральто, мужского хора и оркестра, сочиненная Брамсом в 1869-м на стихи «Зимней поездки в Гарц» Гёте — трехчастное вокальное произведение, пронизанное мотивами грусти и одиночества. «Рапсодия» редко звучит в концертных программах, вероятно, потому что хоть и длится не более 15 минут, но требует значительных исполнительских сил. В этом концерте сольную партию исполнит Вибке Лемкуль (Германия), мужской состав хора будет из musicAeterna.
С романтическими полотнами Брамса соседствует модернистская композиция современного американского композитора Мортона Фелдмана. Написанная в 1970 году пятиминутная инструментальная пьеса «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» откроет концерт. «В музыке Фелдмана, — пишет музыковед Ольга Манулкина, — слушатель попадает в разреженное музыкальное время и пространство… Своими тихими, хрупкими, одинокими, угловатыми звуками Фелдман создает нишу, в которой давление века ощущается меньше, шум не слышен, и вся чудовищная махина остается будто за стеной».
Генеральный спонсор концерта в Москве — банк ВТБ. В начале лета Теодор Курентзис, Mahler Chamber Orchestra и musicAeterna представят эту программу также в Дортмунде и Гамбурге.