Тимур Зангиев: Стараюсь смирять свое «я» и максимально раскопать то, что хотел сказать композитор Персона

Тимур Зангиев: Стараюсь смирять свое «я» и максимально раскопать то, что хотел сказать композитор

19 сентября в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – новинка, премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского, осуществляемая как копродукция с фестивалем Экс-ан-Прованс. Несмотря на отпускной период, в театре идет работа – дирижер Тимур Зангиев загодя репетирует с оркестром, солистами, чтобы как можно детальнее изучить непростую партитуру одного из самых радикальных композиторов XX столетия. Интерес подогревается еще и тем фактом, что сценическая история «Похождений повесы» в России очень скромная. В столице с момента ее создания в 1951 году, она прошла буквально пару раз – в СССР в Камерном театре ее ставил Борис Покровский, а новом тысячелетии – Дмитрий Черняков в Большом. О том, что же ждет нас в этот раз Евгении Кривицкой (ЕК) рассказал Тимур Зангиев (ТЗ).

ТЗ Постановка Саймона Мак-Бёрни действительно эффектная, с понятными, подходящими спектаклю идеями, очень грамотно воплощенными. Спектакль достаточно необычный для нашего театра в плане сценографии. Для меня «Похождения повесы» – это явно неоклассический опус, который отбрасывает нас в несколько другую эпоху, там английский язык, стилизованный либреттистом под старую викторианскую речь и включающий выражения, которые во времена Стравинского уже не существовали. Да и основа либретто –  серия гравюр Хогарта, которые тоже не про наше время.

ЕК При всей эффектности постановки певцы тут должны очень хорошо петь эту музыку, потому что есть моменты, когда на сцене «ничего» нет, минимум действия, и все внимание сосредотачивается только на музыке. Представьте, пожалуйста, состав певцов?

Богдан Волков

ТЗ Будет приятный моему сердцу состав, причем достаточно сплоченный. Богдан Волков приглашен на партию Тома Рейкуэлла. Дмитрий Зуев – Ник Шэдоу, Мария Макеева и Инна Клочко работают над партией Энн Трулав, и это три основных героя оперы, которые должны быть хорошей командой, взаимодействуя на сцене актерски и музыкально. Что касается вокала, то, думаю, главная трудность – в освоении стиля Стравинского в этой опере. Мы поем музыку ярко стилизованную – это почти Гендель, Моцарт. Фразировка устроена по классической модели. С другой стороны – это XX век, с его гармонической, мелодической сложностью, английский язык… У Стравинского есть моменты, ассоциирующиеся даже с мюзиклом по манере произношения, а с другой стороны – кантиленность, легато, как в классической опере. Соединение таких полярных вещей «заводит» – мне очень нравится копаться в этом, и мы интересно провели подготовительный период в классе, занимаясь с певцами над их партиями.

ЕК Как будет осуществляться перенос спектакля?

ТЗ Процесс возглавят ассистенты Саймона Мак-Бёрни, с которыми будем активно работать с конца августа. В работе мне помогает то, что у нас уже есть видеозапись спектакля, и если у меня возникают сильные идеи, идущие поверх партитуры, то я могу свериться с визуальным рядом.

ЕК Некоторые дирижеры вообще стараются не слушать чужие исполнения, чтобы ничто не мешало их самовыражению.

ТЗ Стараюсь смирять свое «я» и максимально раскопать то, что хотел сказать автор. На начальном  этапе, когда только посмотрел запись, я с удовольствием принял эту интерпретацию. Потом отложил ее в сторону, начал работать с партитурой сам. Недавно открыл YouTube и понял, что хорошо ушел в сторону.

Постановка Мак-Бёрни очень музыкальная, там все друг другу помогает. Действие дает возможность раскрыться музыке, не всегда простой для слушателя, и наоборот. Я уже имел возможность пообщаться с ассистентами, с которыми проговорили общие моменты и установили хороший творческий и человеческий контакт. Надеюсь, что получится сделать совместный продукт, а не просто перенос.

На репетиции «Похождений повесы»

ЕК Обычно при копродукции приезжает вся постановочная команда. Как получилась ваша интеграция в проект?

ТЗ Карты так легли. Дело в том, что по прошествии семи лет моей работы в театре, у руководства созрела идея предложить мне оперную постановку на основной сцене. До этого я дирижировал текущим репертуаром, выпускал оперные  премьеры на Малой сцене театра, делал балетную премьеру на основной сцене. В прошедшем сезоне я выпустил «Кащея бессмертного» и «Моцарта и Сальери» в Мариинском театре, балетный диптих – «Симфония в до мажоре» и «Парижское веселье» – в Большом театре. И теперь Александр Борисович Титель попросил написать меня некий список желаемых названий – их там было не так много, кажется, пять, и среди них «Похождения повесы». Тем временем в театре возникла идея копродукции с фестивалем Экс-ан-Прованса. Так получилось, что дирижер, выпускавший премьеру «Похождения повесы», не смог приехать в нужные сроки в Москву, и спектакль попал в мои руки.

ЕК Удачно. А о каких еще операх вы мечтаете?

ТЗ «Лоэнгрин», «Девушка с Запада», «Иоланта», «Волшебная флейта»… Сейчас я, наверное, добавил бы что-то еще – предпочтения потихонечку меняются.

ЕК В вашем театре принято опираться на собственных певцов, но у вас главный герой – приглашенный тенор Богдан Волков.

ТЗ Было много разных дискуссий, постановщики хотели привезти пул певцов, участвовавших в премьере в Эксе. Естественно, мы отстаивали свой вариант – в итоге с их стороны будет один солист, контртенор, поющий Бабу-турчанку. На его кандидатуре настояли еще и потому, что в сценографии сложная видеопроекция, связанная с ним, и переделывать ее было бы крайне трудоемко. Кроме того, у нас нет в штате контртеноров, и мы в любом случае прибегали бы к приглашенному солисту.

Мы долго выбирали кандидатуру главного героя – взгляды постановщиков и мои несколько расходились, и все осложнялось тем, что партия крайне тяжелая, артист фактически не уходит со сцены. Богдан Волков – не чужой нашему театру по «Дон Жуану», где вместе с ним пели те же самые Дмитрий Зуев, Мария Макеева и Инна Клочко. Богдан полюбился всем нам, он очень талантливый и профессиональный певец. И как только возникла мысль предложить ему эту роль, то все высказались единогласно «за».

ЕК А как он сам отреагировал?

ТЗ Богдан эту партию раньше не пел, и как человек, любящий музыку, с энтузиазмом отнесся к возможности поработать над новым материалом.

ЕК Сколько предполагается спектаклей?

ТЗ У нас запланировано 13 спектаклей, укладывающихся в четыре блока, Богдан Волков будет петь в первом и четвертом блоках, а во втором и третьем заездах к нам приедет  тенор из «оригинальной» постановки Пол Эпплбай. Всего же опера «Похождения повесы» будет в нашем репертуаре примерно год.

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить Персона

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить