Тишина… Беззвучие… Покой События

Тишина… Беззвучие… Покой

Самарский театр привез «Мастера и Маргариту» на Историческую сцену ГАБТ

Всемирно известный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» продолжает покорять сердца и умы читателей спустя многие десятилетия, как показывают многочисленные фильмы, телесериалы и драматические спектакли. В музыке Сергей Слонимский первым воплотил этот сюжет в 1972 году. Опере не повезло с постановками: на исполнение наложили запрет до 1989 года, когда Михаил Юровский добился концертной премьеры в Москве. Позднее было несколько постановок со значительными купюрами, как за рубежом, так и в России. Все это подводит нас к 2023 году, когда Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича, имевший долгую историю сотрудничества со Слонимским, взял на себя честь презентовать миру первое полноценное сценическое решение «Мастера и Маргариты» в интерпретации Юрия Александрова. Интерес превысил все ожидания, зал ломился от зрителей. Очевидно, что фанаты Булгакова ни перед чем бы не остановились, чтобы увидеть еще одну попытку притронуться к сюжету, который раз за разом ускользает от достоверного воплощения.

Поэтому закономерно, что текущий фестиваль «Видеть музыку» при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив просто нельзя было представить без этой впечатляющей постановки. Как и в Самаре, спектакль сорвал аншлаг, притянув бомонд столицы. Публика была столь же богато разодета, как и Историческое здание Большого театра. Однако сценография сразу погружает в знакомый по роману антураж. Перед закрытым занавесом с одной стороны стояла знакомая всем по советским временам типовая скамейка с урной рядом и фонарем, а с другой – облупленный рояль. Напряжение росло. И вот спектакль начался…

Музыкальная ткань «Мастера и Маргариты» построена на композиторском приеме, берущем свое начало из флорентийской оперы XVII века, где каждого певца сопровождает свой инструмент, который становится как бы лейттембром. Для Маргариты это скрипка, для мастера – виолончель, для Коровьева – фагот (а как же еще?), для кота Бегемота – флейта-пикколо, для Левия Матвея – орган, а для Иуды – эстрадный ансамбль. Правда, в отличие от итальянцев прошлого, Сергей Слонимский пошел радикально дальше и убрал аккомпанемент, так что мы действительно слышим только один или два инструмента. Сначала это может оттолкнуть зрителя, привыкшего к насыщенной и многокрасочной оркестровой вертикали, но по прошествии некоторого времени начинаешь привыкать и даже находить удовольствие в более заостренном внимании к отдельным звукам и к качеству исполнения. Композитор сам говорил, что это помогает четче слышать певческий текст, и был прав (хотя субтитры все равно присутствуют). Фактура вокальной линии исключительно речитативная, подражающая говору, хотя и не опускающаяся до разговора. Выделенных номеров тоже нет, действие перетекает насквозь от одной сцены к другой.

Фундаментально либретто Юрия Димитрина и Виталия Фиалковского в редакции Юрия Александрова представляет собой комментарий к роману, а не попытку его дословной передачи, что было бы невозможно за два с половиной часа. Чем-то пришлось бы пожертвовать. В данной версии истории больший акцент сделан на библейскую линию, а приключения Воланда и сама его роль значительно сокращены по сравнению с романом. Создается впечатление, что сюжет разыгрывается при его свидетельстве, а не участии. Это отражено и в сценографии, где переживания Понтия Пилата, разговоры с Иешуа и первосвященниками занимают центральную часть сцены, в то время как московские события отодвинуты по большей части на авансцену. Впрочем, эти две линии переплетаются вместе, накладываются друг на друга, а где-то идут параллельно как в кинематографе.

Художник-постановщик Сергей Новиков постарался в оформлении спектакля учитывать традиции предыдущих воплощений всем знакомых образов. Узнаешь брюнетку Маргариту (Анастасия Лапа) с желтыми мимозами, Мастера (Владимир Боровиков) в широкополой шляпе, Коровьева (Дмитрий Пономарев) в твидовом пиджаке в клеточку и берете, Иешуа (Георгий Цветков) в простой робе, кота Бегемота (Максим Маренин) в его кошачьем обличье… Полосатый костюм Воланда (Максим Сударев) неожиданным образом символизирует его «дурную» природу, ведь именно так в Средневековье изображали падших ангелов и врагов христианства, а также шутов. Интересно обошлись с Понтием Пилатом (Степан Волков): сперва он носит позолоченные доспехи с красной тогой, но ближе к концу, после вынесения вердикта, его костюм сменяется на сталинский китель, символизируя смену морали. Продумана и световая гамма: библейские сцены оформлены с экстремально резкими контрастами освещения, где доминируют оттенки черного и серого с пятнами красного, в то время как «скучная» реальность отражена в желтых тонах.

Кульминацией спектакля и, наверное, одним из самых ярких событий любого «Мастера и Маргариты» стал бал у Воланда. Тут и сцена преображается: мрак и тени сменяются нарочито пестрыми декорациями в стиле граффити, а слуги тьмы пускаются в бешеный пляс (хореография Надежды Калининой). Хотя не было возможности отразить все-все-все, что Булгаков напридумывал, какие-то атрибуты все же сохранили, как, например, чашу из черепа Берлиоза (то есть Здравомыслящего, как он озаглавлен в опере).

Сама задумка спектакля невероятно амбициозная. Казалось бы, непривычная музыка, непривычная дробная драматургия, экстравагантная сценография. Но творческие усилия постановочной группы оправдались, а музыканты под руководством дирижера-постановщика Евгения Хохлова постарались преподнести свои сольные партии на самом высоком уровне, ведь спрятаться за оркестром было невозможно. Для тех, кто жаждет в театре расслабиться и праздно провести время, «Мастер и Маргарита» напомнит, что высокое искусство призывает задумываться над вопросами, стоящими выше сиюминутных проблем. Именно об этом напоминают финальные минуты, на которых хор, словно в оцепенении, повторяет: «Тишина… Беззвучие… Покой».

Преступный царь Борис в Бурятской опере События

Преступный царь Борис в Бурятской опере

В Улан-Удэ показали новую редакцию шедевра Мусоргского

Давай закурим, товарищ, по одной События

Давай закурим, товарищ, по одной

В Пермском оперном театре поставили «Пиковую даму»

Абай и другие События

Абай и другие

О гастролях театра «Астана Опера» на Новой сцене Большого театра

Победа музыки над конъюнктурой События

Победа музыки над конъюнктурой

Об итогах XXVII Международного конкурса вокалистов
имени М.И. Глинки