В Казани впервые состоялся фестиваль «Новая музыка плюс». Французский композитор, дирижер и саксофонист Фабьен Териксен, Московский ансамбль современной музыки, и казанский камерный оркестр «Новая музыка» представили проект «Tribute to Jimi Hendrix», посвященный творчеству этого знаменитого рок-музыканта. Но на концерте в Центре современной музыки «Смена» зрители не услышали гитару, бас-гитару и ударных, инструментов, характерных для рок-музыки. Семь пьес Териксена — это синтез звучания оркестровых инструментов, электроники, соло на саксофоне (Франсуа Корнелу) и импровизации в стиле Хендрикса. О том, как проходил фестиваль, об оркестровой импровизации и дальнейших планах Виктория Коршунова (ВК), директор МАСМа, и Анна Гулишамбарова (АГ), главный дирижер и художественный руководитель оркестр «Новая музыка» рассказали Лилии Исхаковой (ЛИ).
ЛИ Как сложилось ваше партнерство?
ВК В Казани решили сделать новый фестиваль, но для МАСМа это проект, который состоит из нескольких концертов. Двух в Казани и одного в Москве. Организатор фестиваля – Центр современной музыки Софии Губайдулиной.
ЛИ Почему вы обратились к Фабьену Териксону?
ВК Териксон сотрудничал с нашим ансамблем несколько раз, и нас всегда привлекали его сочинения и музыканты, с которыми он приезжает. У него два любимых солиста, саксофонист Франсуа Корнелу и бас-кларнетист Луис Склавис, известные фри-джазовые музыканты. Они могут импровизировать в разных манерах, и, что очень ценно, хорошо читать сложные партитуры – это важное сочетание. Стиль композитора находится на границе пересечения современного авангарда и свободной джазовой импровизации, и это дает неожиданные, очень уникальные результаты. Ну а этот проект он инициировал сам, потому что в детстве очень увлекался Хендриксом. Его иногда относят и к поп-музыке, но тот след, который оставил Хендрикс, говорит о том, что он отнюдь не поп-музыкант, и даже язык не поворачивается его так назвать. Например, он искал новые тембры, новые звучания, так же, как их искали в ХХ веке академические композиторы, которые расширяли возможности звуковой палитры и придумывали разные приемы игры на инструментах, придумывали новые инструменты. То же самое Хендрикс делал с усиленной гитарой.
ЛИ И именно это привлекло композитора Териксена в творчестве композитора Хендрикса?
ВК Для Териксена тут не столь важна тематическая привязка. Здесь, безусловно, прослеживаются фрагментарно и с очень большим намеком, какие-то известные темы и композиции Хендрикса. Но, скорее всего, его привлекает сам композиторский принцип гитариста с его стремлением к поиску новых возможностей, очень жестких, необычных тембров, что потом распространилось и в тяжелом роке, и в электронной музыке. Все это было сделано Хендриксом. Именно эта линия его творчества была важна для Териксена.
ЛИ В анонсе заявлена оркестровая импровизация, насколько это оправдано и в каком виде проявляется?
АГ Оркестровая импровизация – это свободное понятие. Да, у нас есть какие-то очень интересные периоды, которые накладываются на магнитофонную запись и солирующего саксофониста и, соответственно, мы в таком свободном режиме чередуем их с разными группами и получаем каждый раз новое звучание. Вот такого плана импровизация.
ЛИ Было ли трудно музыкантам справиться с импровизационными эпизодами, ведь это довольно необычный формат концерта? А так же работать с новым дирижером?
АГ Когда мы только создали оркестр в 2003 году, у нас состоялась первая встреча с этим дирижером и саксофонистом. Вот тогда было необычно, сложно, и интересно, кстати, так же, как сейчас. Но за это время «Новая музыка» прошла очень большой путь, и каких только экспериментов мы не ставили, ведь специализация оркестра – современная музыка. Поэтому я не могу сказать, что в техническом плане сейчас была какая-то сложность. Это интересно как свежее действо с новым человеком, ведь мы расставались с ним на 16 лет, вот сейчас снова увиделись.
ЛИ Слушаете ли вы рок-музыку?
АГ Я не могу сказать, что я фанат этого. В последнее время из-за частоты концертов я понимаю, что очень люблю слушать тишину, потому что мы должны быть голодными до музыки.
ЛИ Тишина – это тоже музыка…
АГ Да! Тишина – это тоже музыка и в последнее время хочется немного меньше звуков для того, чтобы это не превратилось в некую олимпиаду…
ЛИ Виктория, у МАСМа это уже второй фестиваль с оркестром «Новая музыка» в этом году. Какие совместные проекты с ЦСМ и оркестром вы планируете в дальнейшем?
ВК С ЦСМ в этом году мы сделали уже четыре совместных программы, и в прошлых годах часто пересекались с «Новой музыкой». Я помню, года три назад мы организовывали фестиваль, посвященный Софии Губайдулиной, когда приглашали оркестр в Москву, и сами приезжали в Казань. Для МАСМа это очень интересно, и мы с удовольствием будем думать о новых совместных проектах.