Титаны и они События

Титаны и они

Чувашский балет станцевал Малера и Равеля

XXVI балетный фестиваль в Чебоксарах – это премьера в день открытия, гости в репертуарных спектаклях и финальный гала. В этом году премьера поручена Софье Гайдуковой и Константину Матулевскому – работающие в соавторстве хореографы представили два одноактных балета, «ТитаНиЯ» на музыку Густава Малера и «Болеро» Мориса Равеля.

Выпускница МГАХ, танцевавшая в «классической»  труппе «Балета Москва» и выпускник АРБ, танцевавший у Бориса Эйфмана, оставили карьеры исполнителей и решили всерьез заняться сочинением танцев. Они в этом вполне успешны – их приглашали на постановки Воронежский камерный и Воронежский оперный театры, они ставили хореографию шоу Евгения Плющенко «Лебединое озеро», Матулевский засветился в «Танцах на ТНТ», а Гайдукова в проекте канала «Культура» «Большие и маленькие». И вот теперь – премьера в Чебоксарах.

«ТитаНиЯ» – это фантазия на тему шекспировского «Сна в летнюю ночь» (где, как мы помним, героиню звали Титанией), поставленная на музыку Первой симфонии Малера («Титан»). Весь премьерный вечер – совместный проект театра с Чувашской государственной академической симфонической капеллой, за пульт встал Морис Яклашкин. К угадываемым персонажам (царственная Титания – Елена Коцюбира, бойкий Пак – Анастасия Матвеева и мающийся в волшебном мире ткач Основа – впрочем, лишившийся своей клички и ставший просто Героем (Фарходжон Комолов)) добавился персонаж не шекспировский, но сошедший с гравюры Морица фон Швинда «Похороны охотника» (которая в свое время вдохновляла Малера при сочинении одной из частей симфонии). Охотник (Алексей Рюмин) – четвертый главный герой балета.

«ТитаНия» – творение с чрезвычайно переусложненной конструкцией (то хореографы кидаются рассказывать историю, то бросают ее и увлекаются симфоническими картинами, то играют с масками, надеваемыми на героев, то отвечают Малеру в иронической интонации «похорон» – покойничек садится и машет публике ручкой – то зашарашивают густо красный свет и начинают уверять, что все происходящее – подлинная экзистенциальная трагедия) и чрезвычайно простодушной хореографией. Если, начиная свою постановочную карьеру, Гайдукова и Матулевский не боялись экспериментировать с приемами контемпорари, то теперь используется только самая затоптанная классическая лексика. Нет, никаких массовых виртуозностей (уровень труппы этого бы и не позволил), но – набор стандартных па, которые использовали хореографы (которых тогда считали новаторами) еще в семидесятых.

А вслед за «ТитаНией» идет «Болеро». И оркестр чувствует себя более уверенно, и конструкция спектакля значительно проще и осмысленней.  Перед нами из левой кулисы в правую идет поток людей, в котором иногда вспыхивают крохотные дуэты. Буквально несколько движений – обозначение куска жизни, который мы невольно подсмотрели – и артисты исчезают со сцены. Недоговоренность, обещание каких-то историй завораживают, хочется сказать «продолжайте, пожалуйста» – но их уже нет, перед нами – другой микросюжет. И так все ладно, так музыкально собрано, так правильно хореография отвечает оркестру! И финал, где в яме – равелевский вопль, а на сцене – тихое, но уверенное объятие чуть не расставшейся парочки – отличный «обмен мнениями» хореографии и музыки. Что ж, как показывает «ТитаНиЯ», не каждое балетное сочинение становится шедевром. Важно, что успехи все-таки есть.

Шутка или скверный анекдот? События

Шутка или скверный анекдот?

В Нижнем Новгороде отметили юбилей Пушкина спектаклем «Пиковая дама. Балет»

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition