То ли ангел, то ли демон События

То ли ангел, то ли демон

Зажигательный брейк-данс на сцене Римской оперы

Огненный ангел» Прокофьева, по-прежнему являющийся оперным раритетом в России, время от времени появляется на сценах итальянских театров, в последний раз – ​в Королевском театре в Турине в сезоне 2011/12. В Римской опере его не ставили аж с 1966 года. Над спектаклем работали режиссер Эмма Данте, дирижер Алехо Перес, сценограф Кармине Марингола, художница по костюмам Ванесса Саннино, хореограф Мануэла Ло Сикко, художник по свету Кристиан Цукаро.

Эмма Данте, в прошлом актриса, ныне драматург, писательница, режиссер театра и кино, основательница и руководитель труппы Sud Costa Occidentale и театральной школы на ее базе в Палермо – яркое и самобытное явление в современном итальянском искусстве. Ее дебют в музыкальном театре («Кармен» в Ла Скала, 2009) вызвал массу восторженных отзывов, в том числе и недавно ушедшего мэтра Франко Дзеффирелли. За десять лет в опере режиссер многое успела, в ее портфолио почти десяток мелодрам. Каждая из постановок отличается нестандартным подходом к решению мизансцен и авторским почерком, характерным для театральных работ.

Основная тема драматургии Эммы Данте – семья и отношения между родственниками, чаще всего непростые и конфликтные, осложненные нерешенными проблемами между живыми и мертвыми. И, согласно ее версии, в этих семьях мертвые живы, а живые уже мертвы. Главное средство выразительности – человеческое тело и его метаморфозы. Она лепит персонажа, выводя на первое место пластическое решение и оставляя слову второстепенную роль.

Именно такой тип трактовки отличает и ее оперные прочтения. По собственному признанию, режиссер предпочла бы переписать многие либретто, часто нелогичные и грешащие условностями. Но, поскольку это невозможно, она нередко вводит несуществующих в оригинале героев или показывает не предусмотренные авторами события (что не означает: в принципе, недопустимые), которые придают новые оттенки, а часто и новые смыслы происходящему.

В ее «Огненном ангеле» задействованы пятнадцать актеров из труппы Sud Costa Occidentale, они аккомпанируют оперным персонажам, взаимодействуют с ними или же живут «собственной» жизнью. Это и постояльцы бедной гостиницы, и посетители таверны в Кёльне, и монахини, и действующие лица режиссерских интермедий без музыки между актами. Например, читающие дамы и кавалеры вводят в атмосферу дома Агриппы, заполненного магическими книгами и рукописями, а поединку Рупрехта и Генриха предшествует его комический вариант – дуэль на костылях двух калек.

Роль Огненного ангела поручена танцору брейк-данса (Алис Бьянка), который виден только публике и Ренате. Ангел почти постоянно ее сопровождает, отлучаясь буквально несколько раз: в картине, разворачивающейся в доме Агриппы, «вселяется» в лежащий на столе труп, над которым экспериментирует маг, а в сцене дуэли (постановщик Сандро Мария Кампанья) появляется еще и его альтер-эго контрастного цвета. И оба, словно тени, следуют движениям дуэлянтов (или, наоборот, диктуют их?), а потом устраивают что-то наподобие ритуальной пляски над телом поверженного Рупрехта.

Действие, по словам режиссера, разворачивается вне времени и вне конкретного пространства, что не совсем так. Декорации «не-пространства» в первом и пятом актах воспроизводят вид известных Катакомб капуцинов в Палермо, которые представляют собой что-то вроде «открытого» кладбища под монастырем, своеобразное место пересечения мира мертвых и мира живых. Сегодня это популярный музей мумий, насчитывающий более восьми тысяч экземпляров.

Внешне образ Ренаты (розовое платье с воланами, бант на голове) напоминает одушевленную фантазией Данте Розалию Ломбардо – девочку, останки которой прибыли в катакомбы последними и прекрасно сохранили прижизненный облик, благодаря особому составу, примененному при бальзамировании. Впрочем, никаких намеков на педофилию в спектакле нет, скорее Данте таким образом реализует излюбленную идею о взаимопроникновении двух измерений (деталей, напоминающих о смерти в спектакле множество: черепа и кости в сцене гадания, мумии в катакомбах, распятие в виде скелета).

Сцена экзорцизма

В интервью, опубликованном в буклете, Данте поясняет, что в центре повествования находится Рената, измученная не то ангелом, не то демоном, а скорее, по мысли режиссера, и тем и другим, и они в равной степени манипулируют героиней. Заключительная сцена решена не как сожжение на костре, а как жертвоприношение, во время которого Рената предстает в облике католической Скорбящей Мадонны (семь кинжалов, пронзающих ее сердце, означают Семь Скорбей Божьей Матери), у ее ног – Огненный ангел, умирающий вместе с ней.

Постоянное присутствие танцора не может не приковывать к себе внимания, однако, не оспаривает первенства оперных персонажей. И вокально, и сценически оно принадлежит Ренате – Елене Поповской (она выступала лишь в одном спектакле, последнем). Крепкий и хорошо звучащий во всех регистрах голос, безупречная дикция и убедительная игра оставили самое приятное впечатление. К сожалению, состав участников не был ровным, в частности, это касается партнера Поповской, Ли Мельроуза (Рупрехт). И если внятное произношение русского текста можно допустить и простить, то глухой тембр, довольно однообразный и невыразительный звук всерьез утомили. Справедливости ради стоит отметить, что сценические роль рыцаря, бывшего конкистадора, неожиданно для самого себя влюбляющегося и готового на любые жертвы ради возлюбленной, ему вполне удалась.

Статная фигура, неспешные движения и полный собственного достоинства вид Сергея Радченко напоминал изображения Агриппы Неттесгеймского; к сожалению, сложно оценить его пение, поскольку голоса почти совсем не было слышно. С успехом выступили Майрам Соколова (Гадалка и Настоятельница), Анна Викторова (Хозяйка гостиницы), Доминго Пелликола (Яков Глок), Тимофей Баранов (Хозяин таверны). Блестяще справились с партиями Максим Пастер (Мефистофель) и Андрий Ганчук (Фауст и Работник). Убедительно выглядел Горан Юрич в роли Инквизитора, больше похожего на православного священника и статью, и тембром, да и, пожалуй, облачением. На высоком профессиональном уровне прозвучал хор под управлением Роберто Габбиани. Оркестр играл качественно, с хорошим эмоциональным зарядом, добросовестно аккомпанируя певцам. Лично мне в трактовке Алехо Переса, который не впервые берется за русскую оперу, и за музыку Прокофьева, в частности, не хватило тонкости, внимания к деталям: хрупкого лиризма, сарказма, мистической недосказанности.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.