То теряю, что люблю События

То теряю, что люблю

Девять ни на что не похожих вечеров в течение месяца  – ​именно такую афишу предъявил XXII  Международный фестиваль Earlymusic в Петербурге.

Русская и западная музыка эпохи барокко в аутентичном исполнении  – главное содержание, изюминка и даже больше  – религия фестиваля. Ибо его руководитель скрипач Андрей Решетин  – это настоящий фанатик, бескорыстно, истово, совсем не по-современному служащий своему делу. И все эти двадцать с лишним лет он собирает вокруг себя таких же преданных соратников с горящими глазами  – музыкантов, артистов и публику. Все они, кажется, озарены общей устремленностью в «горние выси», страстным желанием узнать и исполнить/услышать доселе незнаемое и неслыханное.

Фестивальные программы просто концертами никак не назовешь. Это какой-то другой жанр в духе той самой «эпохи Просвещения», которой более всего касается фестиваль: перед каждым концертом Андрей обязательно что-то рассказывает, настраивает публику, акцентируя ее внимание на чем-то очень важном, ключевом для него. И делает это так искренне, запросто, как будто находится не в битком набитом зале (а аншлаги на фестивале постоянны, где бы ни происходили его события – в Капелле, Эрмитажном театре или зале общества «Пальма»), а у себя дома на кухне, а все собравшиеся – это просто его гости. И это почти так и есть, причем «гости» не случайны – люди годами ходят на Earlymusic, зная, что здесь все будет по-честному и по-настоящему. При этом это часто люди молодые – идут, потому что интересно.

Да, правда: здесь интересно, необычно, но при этом не заумно – все, о чем идет речь, имеет отношение к нам, лично к каждому. Сделать далекую историю своей/нашей – такую задачу ставит Решетин и блестяще ее решает.

Все вышесказанное попробую проиллюстрировать на примере марафона «Женщины барокко» – это серия из пять концертов с лекциями-­презентациями, которые в течение одного дня 22 сентября шли нон-стоп в дивном, недавно отреставрированном петербургском особняке «Пальма» (в конце XIX века он принадлежал одноименному обществу немецких ремесленников).

Женский сериал Андрей Решетин предварил поразившим меня (и думаю, всех собравшихся) вступительным словом: «Давно хотелось сделать программу на эту тему. Толчком явилось размышление о том, что женщины успешно справляются с мужской стороной жизни, порой гораздо успешнее самих мужчин (а вот мужчины как раз неспособны справиться с женской стороной мира). Особенно это ощутимо в нашей стране, тем более в Петербурге: сразу вспоминается, кто в блокаду стоял у станков, кто рыл окопы, оборонительные сооружения… Это все женщины. И когда женщины становятся как мужчины – значит, пришла большая беда.

Нам только кажется, что мир мужской, но это не так. На самом деле все самое удивительное исходит от женщин. Женщина – это самое главное, что направляет жизнь, направляет нас всех на какой-то путь очеловечивания. Когда мы смотрим на историю, на эпоху барокко, на женщин барокко – то если мы на этом остановимся, это неполно. Полно – если это повод вспомнить о женщинах наших семей, которые растили, помогали, спасали. В жизни все не идеалистично, но есть вещи, которые “держат”. Это одна из них».

Слова Андрея Решетина заставили думать, вспоминать, мысленно благодарить – тех, кого уже нет, кого успели забыть. Заставили удивиться: ну никак я не ожидала, что перед таким концертом мы будем вспоминать блокаду. Но оказалось, что это правильно, даже органично. Этим и силен Решетин: прошлое – вот оно, рукой подать, и оно наше, наше настоящее, наше будущее.

Первую программу под названием «Брат и сестра» открыла профессор кафедры небесной механики математико-механического факультета Санкт-Петербургского университета Наталья Сотникова (уже интересно, правда?) захватывающим рассказом об Уильяме и Каролине Гершель, брате и сестре, музыкантах и астрономах. Уильям открыл планету Уран, инфракрасное излучение, с ним связано изучение дальнего космоса, он считается основоположником звездной астрономии. А при этом – такой яркий композитор, написавший, помимо всего прочего, двадцать четыре симфонии. Рядом с ним была женщина – но не жена, не возлюбленная, а сестра Каролина – по сути, инвалид с детства: еще в нежном возрасте пережила тиф, оспу и перестала расти – была ростом 1,45 м. И вместе с тем это более чем реализовавшаяся женская судьба: Каролина преуспела как музыкант – Наталья Сотникова показала афишу «Мессии» Генделя, и там первое имя – ее, певицы Каролины Гершель. Но потом она стала великим астрономом, первой женщиной, которая вошла в Лондонское Королевское астрономическое общество.

Поразительные люди, удивительные истории жизни. И какая-то невероятная музыка – «Каприччио» Уильяма Гершеля, его исполнил Андрей Пенюгин. Казалось, в этой сольной скрипичной пьесе поместился целый космос – так выразительно, объемно она прозвучала в великолепной акустике театрального зала особняка «Пальма». Будто и не скрипка вовсе, а целый оркестр.

Вторая история – еще интереснее, эта часть программы называется «Воспитание чувств: салон Мадлен де Скюдери». Опять же, предваряя музыкальную программу, профессор кафедры истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского университета, доктор филологии Вероника Алташина поведала о французских женских салонах – «подлинных центрах интеллектуальной жизни, игравших важную роль в истории Франции». В исторически первом салоне маркизы де Рамбуйе (1624–1648), который посещали Корнель и Ларошфуко, говорили о науке, политике, морали, воспитании, писали поэмы, играли в литературные игры. Завсегдатай этого салона Мадлен де Скюдери (1607–1701) вскоре открыла свой, прививая в нем «вежество», изысканный стиль общения. Кроме того, она прославилась как писательница, автор галантно-героических романов. На концерте сначала по-русски, а потом и по-французски (в исполнении барочного актера Данилы Ведерникова) прочитали так называемую «Карту Страны Нежности» из любовного романа де Скюдери «Клелия» (1654–1660). Это описание некой выдуманной «местности» с такими пунктами, как «Ласка», «Блестящий ум», «Заботливость», «Верная дружба», с селениями вроде «Милых стихов», «Галантных посланий», «Нежных записок». И даже с «Озером равнодушия» и «Морем враждебности». Сюжет о салонах иллюстрировали, с одной стороны, изображение на экране самой этой «карты», а с другой – пьесы для скрипки и бассо континуо французского автора Луи Оделинна (1680–1705) в исполнении Андрея Пенюгина (скрипка), Анны Бурцевой (виолончель) и Ирины Шнееровой (клавесин). И тут я уже окончательно утвердилась во мнении, что зал «Пальмы» создан для камерного музицирования, особенно аутентичного: звук, напитываясь, обогащаясь его воздухом, обнимает собой все пространство зала, становясь объемным и глубоким.

После концерта Андрей Решетин неожиданно сказал мне: «Эта история гораздо ближе к нам, чем кажется. Потому что в России тоже было нечто подобное – фантастическая школа, основанная императрицей Анной Иоанновной – Первый шляхетский кадетский корпус (1731). У нас было на тот момент великолепное военное обучение, мы уже победили шведов. А ей хотелось, чтобы ее подданные были не только умными и мужественными, но еще и галантными. Поэтому она там вводит музыку, балет (не бальные танцы, а именно балет), театр. А чтобы поднять на высокий уровень искусство, она берет из Придворной капеллы самых лучших мальчиков и переводит туда. Жан-Батист Ланде начинает вначале преподавать там, а потом уже создает знаменитую Академию балета (в то время: Придворная танцевальная школа. – Прим. ред.), которую потом назвали именем Вагановой».

Третья часть марафона «Женщины барокко» называлась «Больше, чем смерть: Никита и Александра Демидовы, Иоганн Себастьян и Барбара Бах»… Снова необычные люди и судьбы. Этот концерт открыли Вариации на русскую песню «То теряю, что люблю» Ивана Хандошкина в исполнении двух скрипачей – Андрея Решетина и Андрея Пенюгина. Удивительная щемящая музыка, ее в свое время играли дуэтом даже Мстислав Ростропович и Леонид Коган. Посвящены уральскому промышленнику и меценату Никите Демидову и его третьей жене Александре Евтихиевне, с которой он был счастлив. Они много путешествовали по Европе, в этом путешествии родились их дети, а по приезде в Россию Никита Демидов даже начал строить для жены дворец. Но внезапно 33-летняя супруга умирает, и его горю нет конца. «То теряю, что люблю» – как точно назван этот музыкальный памятник любимой жене.

Андрей Решетин

Вслед за этим Андрей Решетин сыграл знаменитую баховскую Чакону – пронзительно, сокровенно. И при этом – поразительное дело – ему пришлось играть как бы «под ногу»: в данном случае Чакону танцевал «Санкт-Петербургский барочный балет Анджолини».

«Идея концерта в том, что любовь сильнее смерти, – поясняет Андрей Решетин. – Чакона Баха, как и вариации Хандошкина, – это произведение, которое он сочинил как “гробницу” на смерть своей первой жены Барбары Бах. 1720 год. Он приехал с гастролей, счастливый, у него был огромный успех, деньги, ангажемент на будущее. И вдруг узнает, что его дом осиротел, дети одни, а любимая жена уже похоронена. Его жизнь не дожита, она оборвалась – его собственная жизнь. И он пишет Чакону – как способ дожить эту жизнь, он словно хочет станцевать с ней чакону, прожить жизнь в этом танце, потому что жизнь – это в каком-то смысле и есть чакона».

Конечно, всем известно, что изначально чакона – это танец, но все же мы не привыкли так думать о баховской Чаконе из Второй партиты. Невозможно было представить, что ее можно танцевать. Хотя, между прочим, Гардинер в книге «Музыка в Небесном Граде» тоже пишет о том, что «Баха надо танцевать». А вот «Санкт-Петербургский балет Анджолини» взял и станцевал – деликатно, по-барочному. Опыт, несомненно, любопытный, но лично мне, признаюсь, шарканье ног мешало слушать эту великую музыку.

Ну и две заключительные программы марафона «Женщины барокко» были посвящены двум императрицам – Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Первая из них называется «Оклеветанное достоинство» – своего рода оправдание, реабилитация Анны Иоанновны, про которую и по сей день трудно прочесть добрые слова. Между тем это была просвещенная монархиня, которая много сделала для образования и культуры в России: создала Шляхетский кадетский корпус, открыла Академию балета, привечала при дворе итальянские оперные труппы, музыкантов, пригласила, в частности, Франческо Арайю. И, по сути, заложила основы для развития оперы и балета в стране. А еще при ней в Петербурге были достроены Кунсткамера, Петропавловский собор, театр…

«Отвсюду бессмертная хвала и велика тебе слава пристоит, о Анна»… – это из «Оды к императрице Анне» Антиоха Кантемира, которую продекламировал на концерте Данила Ведерников, тем самым расставив по отношению к этой императрице все точки над i. Музыкальная программа вполне рифмовалась со стихотворной – это был сплошной оммаж государыне и ее людям: сыграли Скрипичную сонату Доменико Далольо (1700–1764), посвященную гофмаршалу Анны Иоанновны Рейнгольду Лёвенвольде, затем – Andante из Сонаты его друга Луиджи Мадониса (1690 или 1700 – после 1767), посвященной Анне Иоанновне. Оба композитора – личности примечательные. Далольо был замечательным скрипачом, учеником Тартини, он приехал в Петербург при Анне Иоанновне, а уезжал уже в эпоху Екатерины Второй. Как и Мадонис, он был одним из учителей Петра Третьего, а также скрипичным мастером (Андрей Пенюгин, кстати, играл на его скрипке). Что до Луиджи Мадониса, то он прожил в России еще больше, чем Далольо: приехал в 1731-м и остался навсегда. Под его сонату, сыгранную на скрипке и клавесине, танцевал Балет Анджолини, номер назвали «Павлин».

И наконец, заключительный концерт марафона «Женщины барокко» посвятили музыкальному Петербургу Елизаветы Петровны. Исполнили второй акт первой оперы на русском языке «Цефал и Прокрис» Франческо Арайи (1755, либретто А. Сумарокова по «Метаморфозам» Овидия), это проект Елизаветы Петровны. Сама она была профессиональной певицей, сопрано, очень образованной, внесшей колоссальный вклад в развитие культуры России (вспомним открытие Московского университета, Академии художеств, первых гимназий в Москве и Петербурге…). Ну и первая опера на русском языке, давшая, несомненно, толчок развитию жанра, была заказана лично императрицей. Реконструкцию оперы фестиваль Earlymusic впервые представил в 2016 году, и возвращение этого артефакта в концертную практику стало огромным событием – культурным и образовательным. Изучать подлинник XVIII века интересно – и музыку, и текст, весьма причудливый, кстати: «О Прокрис, так ли ты стонаешь обо мне, Как в отдаленной сей стонаю я стране? Увы! И ты стонаешь; я знаю, что и ты о мне воспоминаешь»… «Человек, посетивший хотя бы три фестивальных концерта, становится немного другим», – уверен Андрей Решетин. И он прав: ленивые и нелюбопытные превращаются в полную свою противоположность, жаждут новых знаний. Собственно, именно поэтому публика и ходит на Earlymusic из года в год.

Чакона Баха. «Санкт-Петербургский балет Анджолини», хореографы – Клаус Абромайт и Константин Чувашев. Особняк общества «Пальма»

 

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»