Коллектив театра представил кантату Франсиса Пуленка «Засуха» (1937) и ораторию Камиля Сен-Санса «Потоп» (1875). Этот концерт стал продолжением проекта «RE-Конструкция», миссия которого – знакомить публику с редко звучащей музыкой. Точка соприкосновения двух произведений французских композиторов – «ветхозаветные сюжеты об испытаниях, выпавших на долю человечества».
«Засуха» – безусловно, трагичное экспрессионистское высказывание молодого Пуленка. Мрачный и беспокойный колорит, напряженные и диссонирующие гармонии, тревожные реплики хора создают грандиозную по своему трагизму фреску. Ощущение безысходности настигает слушателя с первых тактов, и уже не отпускает. Артем Макаров вместе с хором и оркестром театра были снайперски точны в динамической подаче и ощущении музыки. Этот апокалипсис, выписанный по-французски детально, ожил в своей многогранности благодаря новой интерпретации. Мертвое оцепенение и тоска по прошлому сменялись криками о помощи и ритуальным плачем.
Артем Макаров вместе с хором и оркестром театра были снайперски точны в динамической подаче и ощущении музыки.
«Потоп», как и полагается сочинению XIX века, гораздо более уравновешенное произведение. Его сюжет опирается на библейскую историю о Великом потопе и Ное. В своей оратории Сен-Санс удачно сплавляет элементы двух различных направлений – барокко и романтизма. В результате рождается шедевр, гармоничный и одухотворенный. Барочный элемент здесь выражен в широком использовании фуг, контрапункта и полифонии, в общей строгости и баховской традиционности крайних разделов. А романтический компонент – например, в явно романсовой по своей мелодике лейттеме оратории. Она появляется уже во вступлении в чувственном исполнении солирующей скрипки (в Театре Сац в этой партии отметился Владимир Белов). Живописно-изобразительные картины бушующей стихии и вознесения в небеса голубя, написанные тонкими и акварельными мазками, также говорят о явно романтической традиции.
Оркестр под управлением Артема Макарова сделал живым и осязаемым каждый эпизод «Потопа». Сочинение прозвучало по-французски рафинированно и одновременно по-немецки строго: два полюса сошлись и обрели идеальную форму. На высоте был не только хор с оркестром, но и солисты – их здесь четверо. Сладкозвучный тенор Сергея Петрищева умело оттенял густое и обволакивающее меццо Анны Холмовской. Молодому басу Алексею Красовскому чуть-чуть не хватало опоры и тембровой яркости, но у него еще все впереди, а вот сопрано Ольге Бутенко не зря дали все карты в руки: она безукоризненно справилась и с длинными верхушками, и с утонченной и прихотливой стилистикой.
Реконструкция Большой сцены Театра имени Наталии Сац завершится в октябре 2023 года
Зрителю был представлен некий перформанс (режиссер – Мария Фомичёва), наглядно иллюстрирующий музыку Пуленка и Сен-Санса с помощью грамотно подобранного видеоряда, мощно звучащего закадрового голоса и образа Бога (в исполнении Михаила Богданова), вершащего судьбу цивилизации. Нельзя сказать, что найденное решение было удачным во всем: в некоторых моментах оно выглядело несколько наивным и даже навязчивым. Совсем уж по-детски смотрелся ангел с крыльями, который передавал из рук в руки ковчег с Ноем. Вполне можно было бы оставить видеопроекцию и голос рассказчика, а вместо других отвлекающих режиссерских идей просто сделать формат концертного исполнения. Ведь эта великая музыка может обойтись без «помощников» и донести идеи композиторов самостоятельно.