То засуха, то потоп События

То засуха, то потоп

В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац исполнили хоровые произведения Пуленка и Сен-Санса

Коллектив театра представил кантату Франсиса Пуленка «Засуха» (1937) и ораторию Камиля Сен-Санса «Потоп» (1875). Этот концерт стал продолжением проекта «RE-Конструкция», миссия которого – знакомить публику с редко звучащей музыкой. Точка соприкосновения двух произведений французских композиторов – «ветхозаветные сюжеты об испытаниях, выпавших на долю человечества».

«Засуха» – безусловно, трагичное экспрессионистское высказывание молодого Пуленка. Мрачный и беспокойный колорит, напряженные и диссонирующие гармонии, тревожные реплики хора создают грандиозную по своему трагизму фреску. Ощущение безысходности настигает слушателя с первых тактов, и уже не отпускает. Артем Макаров вместе с хором и оркестром театра были снайперски точны в динамической подаче и ощущении музыки. Этот апокалипсис, выписанный по-французски детально, ожил в своей многогранности благодаря новой интерпретации. Мертвое оцепенение и тоска по прошлому сменялись криками о помощи и ритуальным плачем.

Артем Макаров вместе с хором и оркестром театра были снайперски точны в динамической подаче и ощущении музыки.

«Потоп», как и полагается сочинению XIX века, гораздо более уравновешенное  произведение. Его сюжет опирается на библейскую историю о Великом потопе и Ное. В своей оратории Сен-Санс удачно сплавляет элементы двух различных направлений – барокко и романтизма. В результате рождается шедевр, гармоничный и одухотворенный. Барочный элемент здесь выражен в широком использовании  фуг, контрапункта и полифонии, в общей строгости и баховской традиционности крайних разделов. А романтический компонент  – например, в явно романсовой по своей мелодике лейттеме оратории. Она появляется уже во вступлении в чувственном исполнении солирующей скрипки (в Театре Сац в этой партии отметился Владимир Белов). Живописно-изобразительные картины бушующей стихии и вознесения в небеса голубя, написанные тонкими и акварельными мазками, также говорят о явно романтической традиции.

Оркестр под управлением Артема Макарова сделал живым и осязаемым каждый эпизод «Потопа». Сочинение прозвучало по-французски рафинированно и одновременно по-немецки строго: два полюса сошлись и обрели идеальную форму. На высоте был не только хор с оркестром, но и солисты – их здесь четверо. Сладкозвучный тенор Сергея Петрищева умело оттенял густое и обволакивающее меццо Анны Холмовской. Молодому басу Алексею Красовскому чуть-чуть не хватало опоры и тембровой яркости, но у него еще все впереди, а вот сопрано Ольге Бутенко не зря дали все карты в руки: она безукоризненно справилась и с длинными верхушками, и с утонченной и прихотливой стилистикой.

Реконструкция Большой сцены Театра имени Наталии Сац завершится в октябре 2023 года

Зрителю был представлен некий перформанс (режиссер – Мария Фомичёва), наглядно иллюстрирующий музыку Пуленка и Сен-Санса с помощью грамотно подобранного видеоряда, мощно звучащего закадрового голоса и образа Бога (в исполнении Михаила Богданова), вершащего судьбу цивилизации. Нельзя сказать, что найденное решение было удачным во всем: в некоторых моментах оно выглядело несколько наивным и даже навязчивым. Совсем уж по-детски смотрелся ангел с крыльями, который передавал из рук в руки ковчег с Ноем. Вполне можно было бы оставить видеопроекцию и голос рассказчика, а вместо других отвлекающих режиссерских идей просто сделать формат концертного исполнения. Ведь эта великая музыка может обойтись без «помощников» и донести идеи композиторов самостоятельно.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»