Точка света в Иркутске События

Точка света в Иркутске

Прошел фестиваль современной музыки регионального отделения Союза композиторов России

На сибирском музыкальном небосклоне периодически загораются яркие звездочки фестивалей, инициаторами которых являются региональные композиторские организации. В ноябре 2024 года «Точкой света» обозначилась еще одна. И пусть она еще невелика по своим масштабам, ее рождение необычайно значимо для музыкальной жизни, причем не только Иркутска и региона в целом: новый проект вносит важную лепту в одно из основных направлений деятельности Союза композиторов России, связанных с поддержкой региональных авторов и их творческих инициатив. Существенно и то, что в лице Иркутской областной филармонии фестиваль нашел надежного партнера, что позволило провести камерный и симфонический вечера в двух прекрасных концертных залах, а также привлечь лучшие исполнительские силы города. Одной из составляющих стала образовательная часть программы – лекции для студентов Иркутского музыкального колледжа, который является своего рода кузницей композиторских кадров. Именно там сформирована творческая атмосфера, которая позволяет его выпускникам продолжить обучение композиции в крупнейших музыкальных вузах России и затем вернуться в родной город и влиться в состав композиторской организации.

Однако, сколь бы ни благоприятными были условия для рождения той или иной идеи, всегда должен появиться тот, кто станет ее вдохновителем и сможет взять на себя решение организационных задач. Фестиваль нашел такового в лице талантливого и необычайно деятельного композитора Яна Круля. Будучи уроженцем Уфы и воспитанником Уральской консерватории, он вот уже четырнадцать лет живет и работает в одном из старейших сибирских городов. И на протяжении последних шести лет возглавляет Иркутское отделение Союза композиторов России.

Как отмечает Ян Леонидович, «идея создать в Иркутске собственный форум, где бы звучали и региональные композиторы, и авторы со всей страны, зрела уже давно». И, конечно же, она не нова. Так, в Красноярске стали традиционными Сибирский фестиваль современной музыки (в 2025 году пройдет уже шестой по счету) и «Красноярские премьеры», в Новосибирске – «Сибирские сезоны» и «Новая музыка Сибири», в Барнауле с 2021 года проводились «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае», которые в последние два года обрели новый облик – «Покровские премьеры». Этот список пополнила «Точка света».

На вопрос о названии Ян Круль ответил, что его автором является иркутский поэт и журналист Артем Морс: «Оно очень точно передает главную идею фестиваля – объединить людей ради совместного восприятия нового искусства. Можно по-разному говорить о точке света, и, безусловно, у каждого она своя, но объединяющим фактором становится творчество. Поэтому мы предложили участникам выбрать произведение, которое соответствует названию фестиваля. Тем не менее, на мой взгляд, это пока скорее усилия по направлению к “точке света”, а не она сама, первый шаг, попытка найти единомышленников».

По мнению Круля, труд композитора – подвижнический, это всегда напряженная и кропотливая работа, поэтому главная миссия фестиваля – предоставить площадку для исполнения музыки современных композиторов и стимулировать их творчество.

Два концерта – камерный и симфонический – демонстрируют своего рода срез актуальной отечественной музыки. В программах нет ни одного случайного и проходящего произведения. В них представлено творчество как мэтров отечественной музыки, так и композиторов из Москвы, Уфы, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Иркутска. Так, симфонический концерт открывался Адажио Альфреда Шнитке из балета «Эскизы», тем самым организаторы отдали дань 90-летнему юбилею композитора, который в этом году отмечается во всем мире. Первое отделение завершилось блистательной симфонической картиной «Стан Тамерлана» из оперы «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского, председателя Совета Союза композиторов России. В финале симфонического вечера прозвучала «Тарантелла» Валерия Гаврилина из балета «Анюта». И нельзя не отметить необычайно высокое качество исполнения этих сочинений Губернаторским симфоническим оркестром Иркутской филармонии под управлением Ильи Дербилова.

В камерный концерт вошли двенадцать песен из цикла 24 прелюдий для фортепиано «Буковинские песни» одного из ярких представителей санкт-петербургской композиторской школы Леонида Десятникова в виртуозном исполнении пианиста Дмитрия Миллера. Включение этих разнохарактерных пьес, в которых проявились очевидные связи с песенно-танцевальными традициями и характерными мелодико-ритмическими оборотами западноукраинской бытовой музыки, оказалось весьма органичным для концертной программы. Ибо позволило обозначить важную образную сферу, объединившую целый ряд прозвучавших сочинений, взаимодействующую с национальными культурами. Это и Концертная фантазия для органа на бурятские темы «Шоно-батор» Глеба Никулина, блистательно исполненная Яной Юденковой, и уникальная по своему башкирскому колориту и композиционной логике фортепианная пьеса с мелодекламацией «Йашен» в авторской подаче композитора Тимура Исмагилова на текст стихотворения поэта Рашита Назарова. А кульминацией стали фрагменты из цикла для смешанного хора на народные тексты «Сандаловые четки» Дечебала Григоруцэ. Театр хоровой музыки Иркутской областной филармонии под руководством Ирины Михед покорил слушателей и своим высоким профессиональным уровнем, и яркой театрализованной манерой исполнения.

К этой же образной сфере относятся еще ряд композиций: это и оркестровая пьеса Яна Круля «Будамшу», воплощающая образ героя бурятской сказки, симфонические картины Эльмира Низамова (Казань), рисующие сказочных богатырей, поражающие мастерской оркестровкой и ярким национальным колоритом.

Помимо этого, выделяется и еще одна вполне определенная сквозная идея, пронизывающая как камерную, так и симфоническую программы. Она также связана с необходимостью сохранения самобытных национальных традиций. Ее появление весьма необычно и обусловлено работой над сборником «Сокровища древнерусской музыки из фондов иркутских библиотек» (расшифровки крюковых записей церковных песнопений и их обработки для хора), изданным в 2021 году и подготовленным музыковедом-медиевистом Анатолием Потапцевым и протодьяконом Антонием Смолиным.

«Озвучить иркутский крюк» (выражение Я. Круля) стало творческим посылом для создания произведений современными авторами. «Я верю, – подчеркивает композитор, – моя личная позиция, что музыка, обращенная к крюковой традиции, может быть современной!»

Неслучайно камерный концерт открывал Архиерейский мужской хор Иркутской епархии «Знамение» (регент – Трофим Поподько), в чьем исполнении прозвучали две обработки знаменных распевов – «Духовные мои братие» Марины Шмотовой (в свое время воспитанницы Иркутского колледжа) и «Богородичен» Яна Круля. Сдержанно-возвышенный стиль исполнения как нельзя более точно соответствовал художественному замыслу, связанному с погружением современного композитора в глубинные смыслы архаических источников.

Архиерейский мужской хор Иркутской Епархии

Еще более интересной оказалась оркестровая версия интерпретации источника XVII века – «Поминание». Ян Круль представил его в виде диалога струнного оркестра, замещающего звучание хора, и виолончели соло (Константин Зуев), выступающей в роли дьякона. «В сборнике, – отмечает композитор, – в основном содержатся заупокойные тексты, но они очень светлые. Потому и музыка должна быть тоже просветленная. Казалось бы, внешне все очень просто, но в этой простоте я стремился добиться естественности и органичности». Думается, что именно в этом сочинении воплотилась авторская устремленность к достижению «точки света», так как оно завершается прозрачным звучанием виолончели в высоком регистре.

Особое место в программах занимали произведения, воплощающие многоликие образы природы и ее обитателей. Такова колоритная картина ночного леса в двухчастной композиции для саксофона и симфонического оркестра «Тайны дикого леса» Анастасии Беспаловой (Екатеринбург). Яркая, красочная оркестровая палитра воссоздает зримо-конкретную атмосферу постепенно разрастающегося звукового пространства, в котором безраздельно солировал Андрей Пухтий, виртуозно владеющий инструментом. Изобразительность имеет очевидную театральную природу, которая проявляется в игровой логике ритмо-интонационного развертывания, господствующей во второй части. Четыре волны нарастания завершаются мощным звуковым кластером, словно имитирующим совместный «рев» животных.

Иные по своему характеру фортепианная пьеса Яна Круля «Ночные птицы» (название заимствовано из романа норвежского писателя Турмуда Хаугена) и «Птичья гавань», вдохновленная личными впечатлениями автора, написанная для квартета флейт (Виктория Белякова, Алиса Семенова, Кристина Фалеева и Ксения Шагова). Композитор продемонстрировал мастерское владение всем многообразием фортепианной фактуры и знанием секретов флейтовой техники (по первому образованию он флейтист), воплощая в звучании многоликие переливы птичьих голосов.

Эта образная сфера еще более ярко претворилась в его симфонической картине «Чайка-необычайка», где ожила байкальская легенда о птице, тоскующей по родному Ледовитому океану с очаровательной и необыкновенно выразительной темой фугато у солирующей флейты.

Органично встраивается в мир пейзажной звукописи и пьеса «Дыхание земли» самой молодой участницы фестиваля, выпускницы Иркутского колледжа, ныне студентки Сибирского института искусств имени Дмитрия Хворостовского Дианы Кулаковой. Источником вдохновения для автора стала природа родного Байкала, породившая богатство звукоизобразительных оркестровых приемов, имитирующих щебет птиц, журчание ручья и др.

Интересно, что практически все сочинения концертных вечеров имеют программные заголовки. Среди них есть и те, которые используют более сложную в стилистическом отношении композиторскую технику и порой не столь конкретно, на первый взгляд, отражают название. Они привлекают в большей степени мастерством владения авторами многообразными современными приемами, необычными звуковыми находками, особым решением пространственно-временного континуума. Это и виртуозные пьесы для контрабаса соло – «Лестница» Тимура Исмагилова и «Сверчок» Яна Круля, «Изменения» для фортепиано Тимура Исмагилова, необычайно выразительный Вокализ для сопрано, скрипки и фортепиано и «Линеарность № 4» для симфонического оркестра Анастасии Кузнецовой (Иркутск), фортепианные этюды «Вопрос без ответа» и «Саркастическое танго» Анны Коханой (Иркутск). Каждое из них вносит свою важную краску в палитру фестиваля, придавая ей стилевую многомерность, дополненную благодаря точным и корректным пояснениям Элины Андриановой просветительской компонентой.

Отдельное место в симфоническом концерте заняло сочинение представителя молодого поколения уральских авторов Диниса Курбанова «Из глубин памяти», посвященное жертвам Хатыни. «Память, – говорит автор, – отражение нашей души. Она рвет человека на части, но в то же время согревает его изнутри. Душа, которая помнит не только страдания, но и любовь, всегда найдет путь к свету. “Из глубин памяти” – симфония о духовном пути нравственного очищения души в результате пережитых потрясений, о поиске точки света, сквозь которую открывается надежда на спасение».

Поиск точки света – очень точные по своей сути слова Диниса Курбанова органично смыкаются с главной идеей иркутского фестиваля! Можно с уверенностью сказать, что он состоялся, и очень хочется верить, что это только начало его долгого и яркого пути на сибирской земле.

Тропою великого грека События

Тропою великого грека

В «Новой Опере» состоялось закрытие Крещенского фестиваля

Не Болеро единым События

Не Болеро единым

В «Новой Опере» исполнили вокальную музыку Равеля

Оркестр нерегионального значения События

Оркестр нерегионального значения

В «Зарядье» выступил оркестр Челябинской области под управлением Алексея Рубина

Духи Земли, Огня и Воды в мюзикловых одеждах События

Духи Земли, Огня и Воды в мюзикловых одеждах

Премьера мюзикла на тувинском языке прошла в Республики Тыва