В издательстве «Бомбора» вышла первая авторизованная биография Дианы Арбениной и «Ночных снайперов» «Редкая птица». Автор Михаил Марголис не только описал четвертьвековой творческий путь исполнительницы, но и показал ее личностную трансформацию.
За плечами музыкального журналиста Михаила Марголиса, которого называют главным биографом отечественных рок-групп, уже несколько книг о представителях российской популярной музыки. Среди его героев – лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, группа «АукцЫон» и Гарик Сукачев. Наверное, книга о Диане Арбениной – в каком-то отношении закономерность: Марголис дружит с исполнительницей много лет, и ему удалось собрать действительно уникальный материал – такой, которым с «обычными» журналистами делятся редко.
«Это взгляд на мою жизнь большого журналиста и моего друга», – сказала на презентации «Редкой птицы» Диана Арбенина. Она призналась, что долго избегала Марголиса, когда тот предложил запечатлеть на бумаге ее биографию. Но потом Арбенина все же включилась в беседы.
В основу легли многочасовые дискуссии Марголиса с Арбениной, ее мамой и людьми, которые так или иначе были связаны с историей группы «Ночные снайперы». Автор поднимает различные темы, касающиеся жизни исполнительницы, в том числе не самые приятные, а Арбенина честно отвечает даже на неудобные вопросы. Биография, хоть и неполная (ведь у Арбениной наверняка впереди долгий путь), получилась довольно искренней. Но не стоит ждать от этой книги каких-то сенсационных откровений или заявлений – их не будет.
Отвечая на вопрос Арбениной, почему именно ее Марголис решил сделать героиней своей новой работы, журналист отметил, что в русском роке «всего несколько женщин, которые заслуживают быть отмеченными, пристально изученными и одна из них – Диана Арбенина». Исполнительница сказала, что не стала бы писать автобиографию: «Я не в том возрасте, чтобы писать о самой себе. У меня столько сил внутри, по ощущениям я вообще еще ничего не сделала».
В 2018 году «Снайперы» отметили четвертьвековой юбилей, а в прошлом году Диане Арбениной исполнилось 45 лет. Собственно, в книге подробно освещаются события от рождения исполнительницы и до… выхода книги о ней. Каждую веху – будь то северное детство, питерская юность, становление группы, события личной жизни, важнейшим из которых стало рождение детей Артема и Марты в 2010 году, – автор описывает не столько с точки зрения фактологии, сколько пытаясь объяснить, что двигало Арбениной в тот или иной период, объяснить ее поступки и решения, как ее эти события меняли. Ведь в истории группы были не только первые строчки в чартах, музыкальные награды и концерты на стадионах, но еще – регулярные смены состава, в том числе с громкими уходами.
Один из таких – уход из группы Светланы Сургановой, о причинах которого спорят до сих пор. Автору очень тонко, не влезая под кожу, удалось передать причины этого болезненного расставания, которые намного глубже, чем об этом писали в желтой прессе. Так и во всем: под пером Марголиса Арбенина раскрывается как человек очень чувствительный, но при этом жесткий и четко знающий, чего хочет.
Рассказывая о многочисленных проектах, в которых участвовала Арбенина, Марголис упомянул и любопытное сотрудничество с дирижером Юрием Башметом. «Впервые мне предложили сыграть с оркестром на “Нашествии”, – отметила Арбенина в беседе с журналистом. – Но мне совершенно не хотелось делать такой проект просто ради самого факта, как говорится, ради галочки. Симфонические программы рок-музыкантов стали уже трендом, и вливаться в него из-за дополнительного хайпа мне не интересно». Тем не менее такого рода предложения продолжали поступать, в том числе от достаточно известных оркестров. Однако Арбенина их все отвергала, говоря в шутку, что будет сотрудничать только с маэстро Башметом. Сказано – сделано: после продолжительных переговоров возник тандем. «Такого человека, как Башмет, я ждала и искала долго, – говорит Арбенина. – Мне нужен был дирижер, которому бы я доверяла. А Юрий Абрамович еще и очень рок-н-ролльный по своей сути». Оркестр Башмета сделал симфонические обработки почти двух десятков песен «Снайперов», и эта программа имела огромный успех на протяжении нескольких лет.
«Редкая птица» – название одной из песен «Ночных снайперов». Именно такой видит Арбенину Марголис. Редкой, потому что она одна из немногих на отечественной рок-сцене женщин, которая прошла серьезную личностную и творческую трансформацию, но осталась верной себе. И редкая – потому что имеет смелость говорить честно о своих ошибках и поступках, за которые могло быть стыдно.
Арбенина призналась, что у нее есть зависимость – от сцены. «Творчество не бывает здоровым, – сказала певица. – Мы все заложники сцены. Почему артисты не заканчивают карьеру? Потому что они не могут оставить этот адреналин, он их держит».
В интервью Марголису Арбенина подробнее раскрыла эту тему: «Я спокойна и уверена в том, где нахожусь и куда продолжаю идти. Но если устану, хочу одного: достойно закончить с музыкой и сценой. Сделать один-единственный прощальный тур, не бесконечное их количество, а именно один-единственный, и уйти в другое измерение. Книги писать, рисовать картины, серфингом заниматься, внуков растить – у нас миллионы возможностей быть счастливыми. Я не меньше других артистов сижу на игле сцены. Я абсолютно зависима от музыки и подмостков. Но постараюсь стать тем человеком, который, видя свой закат, сумеет с этой иглы соскочить».
В книге представлено огромное количество архивных фотографий и редких снимков, которые ранее нигде не публиковались. А также – QR-коды, отсканировав которые, можно сразу же посмотреть видео, благодаря которым история группы становится по-настоящему живой.