Томас Бауэр: <br>Считаю себя лесным человеком Персона

Томас Бауэр:
Считаю себя лесным человеком

Камерный вечер «К далекой возлюбленной» неожиданно стал одним из главных событий фестиваля. В афише – Бетховен, Вагнер, Малер, Чайковский, романтическая лирика. Солисты –российские певицы Елена Жидкова и Мария Баянкина, а также Томас Бауэр, сразу задавший истинно немецкий стиль исполнения в бетховенском вокальном цикле, собственно, и давшем название вечеру. Эти шесть песен – его «коронка», он пел их не раз, в том числе на Бетховенском фестивале в Бонне. Слушать маститого артиста было редким удовольствием; красивый голос в сочетании с благородством, сдержанной эмоциональностью, великолепной дикцией и осмысленностью того, о чем поет, навеяли сравнение с эталонной записью Дитриха Фишера-Дискау.

Томас Бауэр (ТБ) – личность интересная: не только певец, но и менеджер, создатель необычного концертного пространства. Эти темы с ним обсудила Ольга Русанова (ОР).

ОР Что этот бетховенский цикл значит для немецких музыкантов, для вас лично?

ТБ Для меня, как и любого немецкого певца, чрезвычайно важны песни наших классиков: Шуберта, Шумана, Брамса, Бетховена… Этот репертуар является нашим базовым образованием. Все, о чем говорится в песнях, для их создателей – очень личное, интимное, именно поэтому тут «ключ» к пониманию их творчества, не только камерного, но и симфонического.

ОР В России «К далекой возлюбленной» исполняют крайне редко. Как вы думаете, почему?

ТБ Причин несколько: с одной стороны, большинство российских артистов предпочитают большие оперы, особенно русские и итальянские. С другой, у вас есть свои прекрасные песни – Мусоргского, Рахманинова, я и сам их исполнял. Возможно, в музыкальных академиях нужно «что-то подправить», чтобы вокалисты больше занимались немецким камерным репертуаром. Однако я вижу, что сегодня среди коллег он становится все более популярным.

ОР А если говорить о Германии – так ли часто там звучат эти песни?

ТБ Наши певцы, безусловно, рвутся давать Liederabend при малейшей возможности. Если говорить лично обо мне, то я совершил одну безумную вещь: построил собственный концертный зал именно для песенных вечеров (Konzerthaus Blaibach). Правда, в итоге мы репертуар расширили: даем разную музыку, но зал идеален прежде всего для вокала. К нам приезжают именитые артисты: пианисты Григорий Соколов, Даниил Трифонов, Сергей Бабаян, Берлинский филармонический оркестр.

ОР А где он находится?

ТБ В Баварии, на границе с Чехией, в маленькой деревушке Блайбах, где живет всего 1900 человек, почти в лесу. Там я родился и считаю себя «лесным человеком». Кстати, недавно в Нью-Йорке был доклад на тему «Лучшие концертные залы мира», так вот мой зал поставили на 4-е место в мире! А я считаю, это лучший в мире камерный зал! Мы использовали современные материалы, которые раньше не применялись: 10 процентов бетона, остальное – переработанное стекло.

ОР А как же дерево?

ТБ Вы знаете, дерево – не лучший материал для концертных залов. Единственное место, где оно необходимо, – это пол сцены, потому что он все время в движении. В нашем случае это всего 5 процентов материала. Я думаю, Блайбах – единственный зал в мире, построенный таким образом. Билеты у нас недешевые, но они всегда проданы, люди едут к нам за 200-300 километров. Я говорю: да, мы маленькая деревушка, но акустика гораздо лучше, чем в Мюнхене, Зальцбурге и Баден-Бадене.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны