Персона

Томас Зандерлинг: Этот оркестр может все

Томас Зандерлинг: Этот оркестр может все

Примерно год назад стало известно, что новым художественным руководителем и главным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра станет Томас Зандерлинг (ТЗ) – представитель дирижерской династии, долго работавший с коллективом еще при жизни его основателя Арнольда Каца. Последние десять лет маэстро занимал должность главного приглашенного дирижера оркестра. Разговор с Мариной Монаховой (ММ) состоялся накануне выступления коллектива в Санкт-Петербурге в рамках пятого Транссибирского Арт-Фестиваля – после окончания основной, новосибирской, части форума, в программе которого оркестр неизменно выступает в роли одного из ключевых участников.

ММ Томас Куртович, как изменилась ваша жизнь и отношения с оркестром после вступления в должность?

ТЗ Естественно, сейчас на мне гораздо больше ответственности. Заниматься приходится всем чем угодно – контролем над программами нового сезона, прослушиванием на вакантные места, жизненными проблемами музыкантов – это каталог бесконечный. Мне очень хочется привлечь для работы с оркестром гастролеров высокого уровня, что мы сейчас и делаем. В следующем сезоне с нами выступят Александр Ведерников, Александр Рудин, впервые в истории новосибирского коллектива – Юрий Симонов. Есть еще целый ряд очень солидных планов, обнародовать которые пока рано.

ММ Меняется ли в связи с вашим приходом репертуарная политика коллектива?

ТЗ Основу сезона, конечно, составляет так называемый стандартный репертуар, но очень широко понимаемый – то есть музыка русская, немецкая, французская – оркестр может все. Слушатели доверяют нам, поэтому мы не упускаем возможности показать им что-то новое. В рамках Транссибирского Арт-Фестиваля оркестр осуществил мировые премьеры Скрипичного концерта новосибирского композитора Андрея Молчанова, солировал Антон Бараховский, и написанного для Вадима Репина произведения Софии Губайдулиной, оба – в присутствии авторов. В следующем сезоне у нас прозвучат «Прелюды» Светланова, симфония Александра Чайковского.

ММ Как долго вы сотрудничаете с оркестром?

ТЗ Активная наша работа продолжается примерно двадцать лет, то есть я наблюдаю коллектив в динамике – и сейчас вижу, что при правильном подходе он может играть все, здесь нет никаких ограничений. В последние годы естественным образом обновился состав, и сейчас это оркестр действительно очень сильный, качественный, потенциальный. Он свободно себя чувствует в большом количестве стилей, играет точнее – и в смысле того же попадания в стиль, и в смысле ансамбля, нюансов, технической, виртуозной стороны.

ММ Что для оркестра значит Транссибирский Арт-Фестиваль?

ТЗ Он очень важен и полезен – и для коллектива, и для Новосибирска: фестиваль, безусловно, подчеркивает значение города как международного культурного центра. Конечно, для оркестра это нагрузка, причем огромная. Благодаря существующей в коллективе высокой мотивации, он преодолевает трудности с честью, но все же сейчас мы активно работаем в том числе и над тем, чтобы в предстоящие годы скоординировать планы оркестра и фестиваля еще более разумно. Фестиваль увеличивает список интересных дирижеров и солистов, и я очень рад, что мои коллеги и друзья приезжают в Новосибирск и работают с коллективом. Благодаря этому он становится все более открыт разным направлениям и индивидуальностям.

ММ С какими еще оркестрами кроме новосибирского вы связаны?

ТЗ Все остальное – в статусе guest. Этого очень много, это и концерты, и записи – Берлин, Концертхаус, Radio Filharmonisch, Амстердам, и еще целый ряд оркестров в Германии, Англии, Польше, Италии, Японии, Китае. Значительную часть своего времени я провожу в Новосибирске, у меня большая концертная нагрузка: в этом сезоне – 12 концертов, в следующем – 16. При этом я, конечно, работаю и над программами, которые идут с другими дирижерами – ту же поэму «Так говорил Заратустра», которую оркестр исполнял с Кентом Нагано на открытии Транссибирского Арт-Фестиваля, музыканты вспоминали со мной.

ММ Планируются ли какие-то новые гастрольные туры, которые стали возможны после того, как вы возглавили оркестр?

ТЗ Многие договоренности связаны с нашей совместной работой еще до моего вступления в должность главного дирижера. Большой резонанс вызвали наши диски с записями всего оркестрового Танеева, выпущенные Naxos. После этого нас пригласили в Германию для выступления на фестивале в Узедоме, последовал большой тур: Испания, Германия и – Концертхаус, Вена. И сейчас ко мне с идеей обратилось IMG: в мае 2019 года будет большой тур в Англию – Лондон, Эдинбург, Бирмингем, а в ноябре того же года – тоже очень большой и качественный тур в Германию.

Анна Поспелова: <br>Поиск новизны – это не про меня Персона

Анна Поспелова:
Поиск новизны – это не про меня

«Музыкальная жизнь» продолжает публикацию цикла интервью из книги Сергея Уварова «Голос миллениалов», готовящейся к изданию Союзом композиторов России

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински: <br>Важно сохранять репертуарный баланс Персона

Эва Яблчиньска и Дариуш Купински:
Важно сохранять репертуарный баланс

Kupinski Guitar Duo: Эва Яблчиньска и Дариуш Купински, один из лучших классических гитарных дуэтов Европы, завершил программу мероприятий VII Международного фестиваля-конкурса гитаристов имени А.

Ильдар Абдразаков: <br>Дон Жуан выступает за свободу действий Персона

Ильдар Абдразаков:
Дон Жуан выступает за свободу действий

Имя Ильдара Абдразакова в составе той или иной постановки неизменно привлекает публику, в какой бы стране ни выступал самый успешный на сегодняшний день российский бас.

Виктор Авиат: <br>Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец» Персона

Виктор Авиат:
Любому театру в ­какой-то момент необходим «чужестранец»

Французский музыкант Виктор Авиат проделал уже переставший быть неординарным профессиональный путь от инструменталиста до дирижера.