Торжество над бубликами События

Торжество над бубликами

Госоркестр Республики Татарстан отметил день рождения Дмитрия Шостаковича

Первый концерт персонального абонемента ГАСО РТ в Московской филармонии открылся программой-посвящением Шостаковичу. Отметить 118-летие со дня рождения советского классика подопечные Александра Сладковского решили Восьмой симфонией и Вторым виолончельным концертом, в котором солировал народный артист России Александр Князев. По обыкновению, представив эту программу на родной земле, музыканты триумфально преподнесли ее столичным слушателям, среди которых в этот вечер были и родственники композитора.

Александр Сладковский называет Шостаковича «композитором космического масштаба» и справедливо считает, что в его музыке запечатлена вся история нашей страны. Госоркестр Республики Татарстан неоднократно исполнял сочинения Шостаковича в Казани, Москве и других городах, а к 110-летию со дня его рождения маэстро и его коллектив выпустили запись всех симфоний и инструментальных концертов (и этот музыкальный подвиг пока еще не удалось никому превзойти). Как и другого, знакового для них композитора – Малера, Сладковский раскрывает Шостаковича, глубину и философию его трагедийных опусов всегда грандиозно и невероятно правдиво, заставляя еще сильнее ощутить величие и одновременно недооцененность творчества Дмитрия Дмитриевича. Так произошло и на концерте в Московской филармонии, где ГАСО РТ вновь подтвердил свой статус высококлассного оркестра, способного заново раскрыть страницы известных партитур.

Второй виолончельный концерт, посвященный Мстиславу Ростроповичу, стал у Шостаковича самым монументальным среди других подобного жанра. Присущая его музыке в целом сумрачная рефлексия о реалиях действительности переплелась с личными переживаниями, что выразилось в цитатах и аллюзиях, пронизывающих цикл. В первой части ГАСО РТ подчеркнул характерные малеровские интонации «тоски и печали», символизировавшие реакцию композитора на смерть Анны Ахматовой, с которой он дружил (эту правдоподобную гипотезу, в частности, выдвинул виолончелист Александр Ивашкин). Виолончель в руках Александра Князева звучала подобно человеческому голосу со всеми его неповторимыми оттенками и красками: монолог инструмента, переходящий в дуэт с валторной, напоминал выразительную речь. Легко узнаваемый мотив одесской песни «Купите бублики», процитированный Шостаковичем во второй части, Князев играл откровенно издевательски и гротесково, а «градуса» добавляли лихие «возгласы» деревянных и медных духовых. Незатейливая «тема бубликов» воспринималась как фаустианское зло, олицетворяющее ту самую звенящую пошлость и сметающее все вокруг. В финале концерта ее кульминация достигла своего апогея, после чего Шостакович предложил осознать масштабы ее разрушительной силы. В коде Госоркестр Республики Татарстан отчетливо изобразил ход времени: мерное «тиканье» ксилофона и других ударных заставлял задуматься о скоротечности и цикличности явлений.

«Мое сочинение является своеобразной попыткой заглянуть в будущее, в послевоенную эпоху. Идейно-философскую концепцию я могу выразить очень кратко, всего двумя словами: жизнь прекрасна. Все темное, мрачное сгинет, уйдет, восторжествует прекрасное», – писал Шостакович о Восьмой симфонии. После нашествия зла во Втором виолончельном концерте этот цикл маэстро Сладковский трактовал как торжество добра и справедливости. Однако путь от мрака к свету был непрост. От песни страдания и мрачного погружения в действительность первой части, где эпическое повествование сменялось сухим «щел­каньем» струнных и мощными кульминациями всего оркестра, ГАСО РТ отразил наступление неминуемой катастрофы, слившись в единое механистическое целое во второй части. В токкате Госоркестр Республики Татарстан буквально озвучивал невидимую кинохронику военных лет. Яростное остинато низких струнных показывало поступь машины уничтожения, обрушивая на публику весь драматизм и ужас этой музыки. И только после скорбной пассакалии, повторенной двенадцать раз, победа, наконец, наступила. Финал маэстро Сладковский построил как неспешное возрождение жизни со всеми ее радостями, о которых рассказывали наигрыши фаготов, распевы струнных и зов валторн. На бис Госоркестр Республики Татарстан исполнил жемчужину творчества Шостаковича – Вальс из Сюиты для эстрадного оркестра, закруживший в порыве ностальгии и воспоминаний по ушедшей эпохе…

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»