В Сочи завершился XVII Международный фестиваль искусств Юрия Башмета, объединивший по традиции концерты камерной и симфонической музыки, театральные постановки, инструментальные и вокальные мастер-классы, конференции. Программа также отличалась необычайным богатством стилей и жанров, предлагая слушателям то совершить путешествие в мир солнечного джаза, то познакомиться с барокко четырех континентов, то подпевать русским народным песням и романсам. Одна из особенностей фестиваля – мировые премьеры современных композиторов, как мэтров новейшей музыки, так и молодых выпускников консерваторий. В этот раз «Русское концертное агентство» и Юрий Башмет вновь дали заказ авторам написать партитуру для Всероссийского юношеского симфонического оркестра – талантливых ребят, уже давно доказавших свое умение играть самые изощренные с точки зрения нотации и фактуры опусы. Каждый год сочинская публика узнает новые композиторские имена, которые звучат наряду с хитами вроде Увертюры к «Свадьбе Фигаро» и Второго концерта Рахманинова, и публика реагирует на всякого рода сонорные и алеаторные пьесы с большим интересом. Композиторы пишут не в стол, как это часто бывает, а получают за свое творение гонорар; оркестр последовательно разгадывает авторские головоломки и, соответственно, повышает градус мастерства – в общем, все при деле и все довольны.
В этом году на закрытии было представлено целых три мировых премьеры современных композиторов, и что характерно, представителей Московской консерватории. Первая, «Грезы» для симфонического оркестра, баяна, балалайки и домры, принадлежала Денису Хорову. Тембрально красочная, переливающаяся мажорными трезвучиями и модуляциями, партитура с явным уклоном в минимализм напоминала типичный саундтрек к семейному игровому кино о приключениях Последнего Богатыря или другого сказочного персонажа. Подробности должны были по идее отчетливо рассказывать солисты, но звучание трио народных инструментов буквально потонуло в пучине оркестра под управлением Алексея Рубина (маэстро провел все три премьеры). И старания Степана Смирнова, Максима Бельника и Всеволода Якубовского, трех трогательных мальчиков-солистов, так и остались незамеченными. Вторая новинка заключительного вечера сочинского фестиваля – композиция Folded Linen Олега Крохалева, которая переводится как «сложенное белье», но, скорее всего, название отсылает к стилю рельефной резьбы, используемой для украшения деревянных панелей узором (автор не оставил каких-либо комментариев и не присутствовал в зале). Тихая сонорная пьеса (в которой два пиано – самое громкое, что есть, как пошутил Дмитрий Гринченко) стала непростым испытанием для слушателей, ожидавших следом примадонну Ольгу Перетятько и не готовых слушать, как разрастается в своих масштабах один-единственный звук. Разумеется, и акустика зала оказалась не готова к тихим инструментальным шелестам, уместным в каком-нибудь ДК «Рассвет» или других камерных площадках, но явно не в большом концертном пространстве.
Третья премьера финального вечера Зимнего фестиваля искусств – «Ночные видения Альгамбры» – была самой любопытной и качественно «сделанной». Что неудивительно: ее автор – маститый композитор Кузьма Бодров – постоянный резидент проектов Юрия Башмета, опытный музыкант, работающий во всех жанрах. В этот раз он обратился к ребабу – древнему однострунному смычковому инструменту, обычно сопровождающему повествования эпического характера. Солист, египтянин Хассан Моатац Эль Молла, в «обычной» жизни играет на виолончели в Катарском симфоническом оркестре, но о ребабе знает не понаслышке – владеет им свободно и виртуозно. Этот инструмент в его руках вел свою страстную, отчасти тоскливую песнь, прерываясь лишь на мгновение, чтобы уступить «пряным» симфоническим возгласам. Специфический «надломленный» тембр и высокая тесситура, импровизационная манера исполнения, поддерживаемая гудящим фоном низких струнных, – все это создавало ощущение, что мы сказочным образом оказались в пустыне под палящим солнцем и ветер поднимает песок. Или же, следуя программному названию, очутились во дворце Альгамбра – одном из самых известных памятников исламской архитектуры. Пьеса Кузьмы Бодрова отсылала к XIX веку, когда русские композиторы любили интегрировать Восток в свои сочинения, и стала новой попыткой показать сплав музыкальных традиций. До этой премьеры в мире существовал всего лишь один концерт, написанный для ребаба, – ливанца Марселя Халифа, но теперь есть шанс, что сочинение русского композитора откроет путь для новых возможностей звучания этого инструмента.