Традиционный квест События

Традиционный квест

В подмосковном парке «Захарово» в пятый раз состоялся семейный фестиваль под открытым небом

Рассказать о фестивале «Традиция» – непростая задача. Хотя бы потому, что даже спустя время эмоции и впечатления, полученные там, живы и не отпускают. Хочется вернуться! Это ли не самый желанный показатель успеха?

Говорить о «Традиции» сложно еще и по причине полижанровости явления: сам термин, давший организаторам такое звучное название, необычайно широк – это не только фольклор, но и литература, музыка, а еще и взгляды, вкусы, воззрения. Традиции охватывают всю нашу историю, проходя сквозь века, остаются крепкими и актуальными.

Казалось бы, объединить все, что составляет ценность и богатство нашего культурного общества, в один фестиваль попросту невозможно. Но, как всегда у смелых и деятельных людей, – «глаза боятся, руки делают». Конечно, как только была объявлена программа, голова закружилась по-настоящему: в один день уместили множество стоящих событий, их хватило бы минимум на недельный марафон.

Нравилось в афише многое, поэтому создать себе «квест» по семи локациям фестиваля удалось с трудом. К тому же еще и атмосфера загородного заповедника способствует замедленному течению времени, лучше бы бродить неспешно. Насладиться в «Захарово» есть чем, причем на всех уровнях: от пирогов и шашлыков, до редких деревьев, пруда и «тропинок» маленького Саши Пушкина с Ариной Родионовной. Кстати, в парке стоит прекрасный памятник солнцу русской поэзии, одинцовский скульптор Алексей Хижняк как раз изобразил его в отрочестве.

Итак, «квест». Начало нашего пути пришлось на «Лесную поляну», где известный журналист Екатерина Кретова выступала с лекцией «Что пою, в то и верю», посвященной истории и значению советской песни. Что греха таить, прошлое нашей страны в лету еще далеко не кануло, и краснознаменные традиции сильны. В ходе лекции укреплялась мысль: может быть, и хорошо, что сильны? Увы, на смену профессиональной музыке, качественным текстам и великолепным голосам той поры достойной альтернативы пока нет. Многие песни еще и настолько современно звучат – сразу диву даешься.

Следующая станция – «У реки». Как это было в опере Щедрина «Не только любовь»? «…Начинаем выступление духового симфонического эстрадного самодеятельного оркестра». Развлекательный эпизод «квеста», по жанру напомнивший второй акт упомянутой оперы, нам обеспечил Одинцовский эстрадно-симфонический оркестр под управлением Андрея Балина. Надо отдать должное мастерству музыкантов, по качеству исполнения никаких комических ассоциаций с самодеятельностью не возникло: играли здорово, слаженно и азартно, с «горящими глазами», эмоционально. Например, удачно прозвучал «Марш» из «Метели» Свиридова, романс Шереметева «Я вас любил» выразительно спел солист Владимир Автомонов.

От эстрадного настроения на сторону русского фольклора нас переманила Таисия Краснопевцева, ее голос звучал на площадке по соседству, невозможно было устоять и не пойти. В одном из своих интервью эта уже довольно известная исполнительница однажды сказала: «Я всегда, открыв рот, слушала песни бабушек в деревнях и не могла ими насытиться!». Думаю, это ключик к пониманию ее сценического эффекта для тех, кто не был на фестивале. Кроме бережного и чуткого отношения к материалу, природной музыкальности и естественности на сцене, девушка обладает очень гибким голосом, у которого масса технических возможностей! Интересно и свежо у нее получились такие песни, как «Беляницы, румяницы», «Ходит Илья».

Таисия Краснопевцева

А теперь резкая смена антуража! На сцене – фортепианное трио солистов оркестра Большого театра России под руководством скрипача Александра Калашкова. Их концерт «Негромкие мелодии», к сожалению, стал настоящим испытанием на прочность. Вместо рояля – синтезатор с «убегающей» педалью, вместо акустики – несовершенная усилительная система. Справиться с таким сопротивлением было непросто: как ни крути, не создана академическая музыка для уличного формата. С другой стороны, некоторым ничто не мешало наслаждаться «Муками любви» Крейслера или «Ноктюрном» Чайковского. Так что, все не зря.

Приближается вечер, и мы уже сидим на заднем дворе бывшей дворянской усадьбы. Наконец-то настала кульминация фестиваля «Традиция» – мы слушаем выступление корифея авторского фолка, вокалиста, мультиинструменталиста, композитора и собирателя фольклора Сергея Старостина. Любимый всем фольклорным миром мастер представил спектакль-концерт «Пинежский Пушкин». Не только фольклористам, всем музыкантам, есть чему поучиться у Старостина, который свой главный музыкальный дар совмещает с не менее важными талантами – стопроцентным качеством репертуара, владением формой и драматургией, умением энергетически «держать» зал.

Финал нашего затянувшегося «квеста» – здесь же, в Усадьбе. Народная артистка России, замечательная актриса Светлана Немоляева вместе со своей внучкой Полиной Лазаревой выступила с программой «Пушкинский вечер». Многие помнят роли Светланы Владимировны в фильмах «Служебный роман» или «Гараж», а знаете ли вы, что она играет беззаботную и шаловливую Ольгу в старом фильме-опере «Евгений Онегин» 1958 года? Мне, например, приходилось не раз пересматривать эту картину, но Немоляеву я там никогда не узнавал. Зато видел Ольгу – настоящий наполненный образ, не вызывающий вопросов. Конечно, стихи Пушкина и сегодня были прочитаны великолепно, завораживающе: старая школа, огромный опыт и чисто человеческие достойные качества сыграли на результат, оставивший в душе значимый след.

Столько всего удалось послушать за день, проведенный на «Традиции», но еще больше осталось не объято. «Для всей семьи» – гласит слоган фестиваля. Остается лишь его подтвердить: действительно, организован форум редкого свойства, где гарантированно будет интересно всем, кто считает, что связь времен – это важно и нужно. Еще сегодня модно говорить о прививках. Если вы хотите получить многоуровневую культурную вакцину, вам в «Захарово», на «Традицию».

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»