Традиция создает будущее События

Традиция создает будущее

Главная сцена Клуба Алексея Козлова приняла фестиваль «БигНикФест-2024», который должен стать регулярным

Память. Прошлое

«БигНикФест» назван в честь культуртрегера и подвижника Николая Богайчука, неожиданно ушедшего из жизни ранней осенью 2023 года. Форум джазменов и джазфанов был обещан во время мемориального, первого «БигНикФеста», которым музыканты прощались с культовым продюсером. Уже тогда со сцены клуба «Эссе» дочери Богайчука Мария и Ольга говорили о том, что стоит сделать событие традиционным и продолжить дело отца, поддерживая талантливых исполнителей. Наследницам помогли друзья и коллеги Николая, но все же реализация такого масштабного замысла – дело очень непростое, требующее стремления к позитиву, воли и энергии. Событие превзошло ожидания.

Место проведения было выбрано неслучайно. Богайчук входил в команду создателей Клуба Алексея Козлова. Затем Николай сосредоточился на издательстве ArtBeat Music, в котором вышла на виниле и на CD дискография Козлова и его легендарного ансамбля «Арсенал». Этот проект знаменитого саксофониста открыл для советского слушателя джаз-рок – стиль, многое определивший в популярной музыке, выросшей затем в раскидистое древо подстилей и формирующих сейчас значительную часть джазовой палитры. Эстетика смешения, взаимопроникновения, взаимодействия стилей была очень близка Богайчуку и логично перешла в формат плейлиста фестивалей. От Клуба в этот вечер слово взял арт-директор Араик Акопян. Богайчук не раз давал превосходные характеристики работе этого культуртрегера и организатора – теперь теплые слова про Николая говорил Араик.

Биг Ник – человек, даривший праздник

Концерт. Настоящее

Давая старт фестивалю, Мария Богайчук сказала о нем как о событии ежегодном. Хочется верить, что новая традиция – светлая и полезная – укоренится. Выступили более десятка коллективов, сцена была отдана зрелым, состоявшимся музыкантам. В программе не было ветеранов, с которыми охотно сотрудничал Богайчук, не было и дебютантов, царила «золотая середина» нашего джаза – и по стилю, и по возрасту.

Открывало концерт Трио Евгения Гречищева, его стиль – изысканный прозрачный кул. Запомнился контрабасист Денис Шушков, который сыграл прекрасное соло. Пианист Алексей Подымкин импровизировал с Николаем Куликовым, отметившимся шикарным соло на электрогитаре. Такие фрагменты украшают только что вышедший оркестровый альбом Подымкина Biorhythm. Саксофонист Алексей Круглов и органист Игорь Гольденберг провели презентацию CD с говорящим названием Bach Games. Гольденберг немало играл с Кругловым в московском Соборе Петра и Павла, в Клубе же он занял место за фортепиано, пообещав и в этом формате создавать необходимое звуковое пространство. Играли Баха. Круглов уходил в креативный improve, музыка перемежалась с декламацией стихов Пушкина. Публика настойчиво требовала бисы, но организаторы не стали ломать регламент. «Приходите на презентацию!» – решительно и справедливо сказала Мария.

 

Удивительно прозвучал дуэт Антон Котиков – Павел Лукоянов, представивший композицию «Садко в Нью-Йорке»: разноплановые инструменты устроили перекличку – гусли Лукоянова играли регтайм, духовые Котикова (Антон известен музыкой от фри и этники до проекта «Арфа и джаз») намекали на плясовую, а саксофон объединил противоположности. Из Санкт-Петербурга приехал культовый рок-музыкант Иван Розмаинский. ArtBeat Music выпускал альбомы нескольких его проектов, теперь издательство представило новый диск главной группы Розмаинского Roz Vitalis – Semi-acoustic at Kuryokhin Center. Иван же сыграл соло на фортепиано – неоклассическую пьесу, расширившую формат концерта. Михаил Леванов («М-Артель») и певица Маргарита Симанова с группой выступили с программой ностальгического поп-джаза, несколько напоминавшего стиль The Squirrel Nut Zippers. Были исполнены хиты Билли Айлиш и Nirvana, а также авторская композиция Симановой «Смотри» – все в джазовой обработке с эстрадным налетом. Запомнилась яркая Екатерина Черноусова – она раскованно, смело и энергично провела сольное шоу. Одно из открытий Богайчука – группа «Сахра» с солисткой Дарьей Кулицкой – предложили послушать этно-поп-джаз. Завершил концерт коллектив, так же, как и организаторы фестиваля, наследующий и развивающий дело родителей-лидеров – Квартет Ивана Смирнова (Иван Смирнов, Михаил Смирнов, Сергей Клевенский, Иван Юнаш).

Итоги. Будущее

БигНик не просто фонтанировал идеями, он для каждой идеи – своей ли, чужой ли – находил способ, путь реализации. Кем он точно не был, так это пустым мечтателем. Сейчас работает, конечно, инерция того импульса, который продюсер придавал развитию музыки. Многие выступавшие музыканты получили к фесту подарок – новый физический релиз, CD. Отдельной темой стал изданный специально к концерту тройной CD-комплект с записью предыдущего фестиваля. Такая оперативность вкупе с отличным качеством – традиция лейбла. Особый разговор – дизайн изданий от Александра Медведева, он продолжает сложившийся в предыдущие годы уникальный по разнообразию брендбук. Естественно, музыка издательства ArtBeat Music доступна в сети Интернет, но диск-то можно было подержать в руках, передать друзьям его тепло, показать со сцены, что музыканты делали с гордостью и радостью. На некоторых из новых альбомов в качестве выпускающего продюсера значится уже Мария Богайчук. То есть линия движения намечена. Как она будет продолжена, зависит от очень многих факторов, но это линия жизни и линия культуры. Понимание, что это было одним из трендов вечера, пришло внезапно.

***


Фестиваль представился интересным уже тем, что показал тенденции, позволил оценить запас энергии и творческих сил издателей и промоутеров. Можно осознать уровень развития джазовой культуры и взаимодействия элементов сложного хозяйства – организации и продвижения, понять, куда двигается политика лейбла. И даже сделать некоторые выводы. Если пытаться уловить доминирующий стиль музыки того вечера, им будет, пожалуй, «гармоничный» джаз. Ничего тревожного и раздражающего не звучало – взрывной боп и жесткий фри, даже обработки классики присутствовали только как элементы общей картины. Рваная, сердитая музыка актуальна в спокойные времена, когда людям нужен внешний толчок, подзавод. Сейчас таких ощущений хватает в жизни и без джаза. «БигНикФест» показал возможное будущее, что же хотят слышать люди в импровизационной музыке. Содержание происходившего светло и естественно. Традиция арт- прогрессив-музыки и мейнстрим-джаза с вкраплениями авангарда или даже поп-трендов проходит через современное понимание жанра, ощущение времени и себя – у молодых, но ответственных и целеустремленных людей. Надо надеяться, их будет больше.