Традиция создает будущее События

Традиция создает будущее

Главная сцена Клуба Алексея Козлова приняла фестиваль «БигНикФест-2024», который должен стать регулярным

Память. Прошлое

«БигНикФест» назван в честь культуртрегера и подвижника Николая Богайчука, неожиданно ушедшего из жизни ранней осенью 2023 года. Форум джазменов и джазфанов был обещан во время мемориального, первого «БигНикФеста», которым музыканты прощались с культовым продюсером. Уже тогда со сцены клуба «Эссе» дочери Богайчука Мария и Ольга говорили о том, что стоит сделать событие традиционным и продолжить дело отца, поддерживая талантливых исполнителей. Наследницам помогли друзья и коллеги Николая, но все же реализация такого масштабного замысла – дело очень непростое, требующее стремления к позитиву, воли и энергии. Событие превзошло ожидания.

Место проведения было выбрано неслучайно. Богайчук входил в команду создателей Клуба Алексея Козлова. Затем Николай сосредоточился на издательстве ArtBeat Music, в котором вышла на виниле и на CD дискография Козлова и его легендарного ансамбля «Арсенал». Этот проект знаменитого саксофониста открыл для советского слушателя джаз-рок – стиль, многое определивший в популярной музыке, выросшей затем в раскидистое древо подстилей и формирующих сейчас значительную часть джазовой палитры. Эстетика смешения, взаимопроникновения, взаимодействия стилей была очень близка Богайчуку и логично перешла в формат плейлиста фестивалей. От Клуба в этот вечер слово взял арт-директор Араик Акопян. Богайчук не раз давал превосходные характеристики работе этого культуртрегера и организатора – теперь теплые слова про Николая говорил Араик.

Биг Ник – человек, даривший праздник

Концерт. Настоящее

Давая старт фестивалю, Мария Богайчук сказала о нем как о событии ежегодном. Хочется верить, что новая традиция – светлая и полезная – укоренится. Выступили более десятка коллективов, сцена была отдана зрелым, состоявшимся музыкантам. В программе не было ветеранов, с которыми охотно сотрудничал Богайчук, не было и дебютантов, царила «золотая середина» нашего джаза – и по стилю, и по возрасту.

Открывало концерт Трио Евгения Гречищева, его стиль – изысканный прозрачный кул. Запомнился контрабасист Денис Шушков, который сыграл прекрасное соло. Пианист Алексей Подымкин импровизировал с Николаем Куликовым, отметившимся шикарным соло на электрогитаре. Такие фрагменты украшают только что вышедший оркестровый альбом Подымкина Biorhythm. Саксофонист Алексей Круглов и органист Игорь Гольденберг провели презентацию CD с говорящим названием Bach Games. Гольденберг немало играл с Кругловым в московском Соборе Петра и Павла, в Клубе же он занял место за фортепиано, пообещав и в этом формате создавать необходимое звуковое пространство. Играли Баха. Круглов уходил в креативный improve, музыка перемежалась с декламацией стихов Пушкина. Публика настойчиво требовала бисы, но организаторы не стали ломать регламент. «Приходите на презентацию!» – решительно и справедливо сказала Мария.

 

Удивительно прозвучал дуэт Антон Котиков – Павел Лукоянов, представивший композицию «Садко в Нью-Йорке»: разноплановые инструменты устроили перекличку – гусли Лукоянова играли регтайм, духовые Котикова (Антон известен музыкой от фри и этники до проекта «Арфа и джаз») намекали на плясовую, а саксофон объединил противоположности. Из Санкт-Петербурга приехал культовый рок-музыкант Иван Розмаинский. ArtBeat Music выпускал альбомы нескольких его проектов, теперь издательство представило новый диск главной группы Розмаинского Roz Vitalis – Semi-acoustic at Kuryokhin Center. Иван же сыграл соло на фортепиано – неоклассическую пьесу, расширившую формат концерта. Михаил Леванов («М-Артель») и певица Маргарита Симанова с группой выступили с программой ностальгического поп-джаза, несколько напоминавшего стиль The Squirrel Nut Zippers. Были исполнены хиты Билли Айлиш и Nirvana, а также авторская композиция Симановой «Смотри» – все в джазовой обработке с эстрадным налетом. Запомнилась яркая Екатерина Черноусова – она раскованно, смело и энергично провела сольное шоу. Одно из открытий Богайчука – группа «Сахра» с солисткой Дарьей Кулицкой – предложили послушать этно-поп-джаз. Завершил концерт коллектив, так же, как и организаторы фестиваля, наследующий и развивающий дело родителей-лидеров – Квартет Ивана Смирнова (Иван Смирнов, Михаил Смирнов, Сергей Клевенский, Иван Юнаш).

Итоги. Будущее

БигНик не просто фонтанировал идеями, он для каждой идеи – своей ли, чужой ли – находил способ, путь реализации. Кем он точно не был, так это пустым мечтателем. Сейчас работает, конечно, инерция того импульса, который продюсер придавал развитию музыки. Многие выступавшие музыканты получили к фесту подарок – новый физический релиз, CD. Отдельной темой стал изданный специально к концерту тройной CD-комплект с записью предыдущего фестиваля. Такая оперативность вкупе с отличным качеством – традиция лейбла. Особый разговор – дизайн изданий от Александра Медведева, он продолжает сложившийся в предыдущие годы уникальный по разнообразию брендбук. Естественно, музыка издательства ArtBeat Music доступна в сети Интернет, но диск-то можно было подержать в руках, передать друзьям его тепло, показать со сцены, что музыканты делали с гордостью и радостью. На некоторых из новых альбомов в качестве выпускающего продюсера значится уже Мария Богайчук. То есть линия движения намечена. Как она будет продолжена, зависит от очень многих факторов, но это линия жизни и линия культуры. Понимание, что это было одним из трендов вечера, пришло внезапно.

***


Фестиваль представился интересным уже тем, что показал тенденции, позволил оценить запас энергии и творческих сил издателей и промоутеров. Можно осознать уровень развития джазовой культуры и взаимодействия элементов сложного хозяйства – организации и продвижения, понять, куда двигается политика лейбла. И даже сделать некоторые выводы. Если пытаться уловить доминирующий стиль музыки того вечера, им будет, пожалуй, «гармоничный» джаз. Ничего тревожного и раздражающего не звучало – взрывной боп и жесткий фри, даже обработки классики присутствовали только как элементы общей картины. Рваная, сердитая музыка актуальна в спокойные времена, когда людям нужен внешний толчок, подзавод. Сейчас таких ощущений хватает в жизни и без джаза. «БигНикФест» показал возможное будущее, что же хотят слышать люди в импровизационной музыке. Содержание происходившего светло и естественно. Традиция арт- прогрессив-музыки и мейнстрим-джаза с вкраплениями авангарда или даже поп-трендов проходит через современное понимание жанра, ощущение времени и себя – у молодых, но ответственных и целеустремленных людей. Надо надеяться, их будет больше.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»