Трагедия и вечный свет События

Трагедия и вечный свет

Фортепианный вечер российско-немецкого музыканта Льва Винокура в Большом зале Петербургской филармонии, названный «In mеmoriam», заставил по-новому взглянуть на проблему трагического в музыке и стал поводом для серьезных размышлений.

Лев Винокур, названный солидной немецкой энциклопедией «интеллектуальным виртуозом», – один из самых ярких и необычных пианистов на современной академической сцене. Концептуальный подход к составлению программ, в которые обязательно включаются редкие или вообще неизвестные вещи, тщательное обдумывание всех деталей и нюансов делают его выступления подобными увлекательным странствиям по самым разным пространствам и временам. Прошедший в Большом зале филармонии 18 ноября концерт «In memoriam» не стал исключением. В драматургии очень точно выстроенного Винокуром вечера можно было выделить несколько важных мотивов и героев, ставших проводниками в иное пространство.

Главным из них оказался романтик Ференц Лист – композитор чрезвычайно важный для Винокура. Пианист является не только преданным пропагандистом его творчества, но и сыграл главную роль в фильме «Франц Лист. Последние годы» Гюнтера Кляйна. В этом концерте Лист оказался и в метафорической роли перевозящего души умерших Харона (концерт открыла написанная в последние годы жизни пьеса «Траурная гондола»), и в качестве католического священника-проповедника (первое отделение завершила фортепианная транскрипция «Confutatis» и «Lacrymosa» из моцартовского «Реквиема»), и даже в образе народного певца-сказителя (на бис была сыграна обработка Листом русской народной песни «Прощание»).

От фигуры Листа связующие нити протянулись как в будущее, в сторону Рахманинова и Скрябина, испытавших значительное влияние его артистической и художнической харизмы, так и в прошлое, в сторону Людвига ван Бетховена, которого романтик всю жизнь считал своим духовным предшественником. Прозвучавшая в первом отделении бетховенская Двенадцатая соната op. 26 была выбрана пианистом как один из самых загадочных в истории музыки примеров соседства трагического и жизнеутверждающего. Знаменитый ля-бемоль минорный «Траурный марш» из этой сонаты (именно он исполнялся на похоронах самого Бетховена) возникает в этом произведении не столько как реквием по павшим героям (как это будет позже в «Героической симфонии»), сколько как «статуя командора», «mеmento mori» в уютном и соразмерном человеку классическом мире.  Льву Винокуру в своем исполнении удалось увидеть и подчеркнуть тени траурного марша уже в открывающих сонату вариациях (в одной из них, минорной, явно проступала тема печального шествия), которые также стали великолепной рифмой к рахманиновским «Вариациям на тему Корелли».

Танец-шествие «Фолия», ставший основой для последнего сольного вариационного фортепианного цикла Рахманинова, для композитора – мерцающий из глубины веков символ вечности, а в программе концерта – ответ на трагические пафосные вопросы, заданные Скрябиным в его Первой сонате, предварившей рахманиновский опус. Пышное романтическое многоцветие было передано Винокуром без всякого надрыва, благородно и мужественно. Строгость в слышании фактуры и передачи штрихов сочеталась при этом с удивительной мягкостью и даже задушевностью, проступавшей в отдельных моментах (интонации вздоха и жалобы в уже упомянутой листовской обработке песни «Прощание» отсылали скорее к русским композиторам, тому же Мусоргскому или Чайковскому). А через подчеркнутую исполнителем лирику (удивительно тонко «спетые» фрагменты из «Реквиема») и мажорные эпизоды проступал тот неземной свет (lux aetrna), без сияния которого невозможна жизнь в ее полноте. Загадочный «веселый» финал бетховенской Двенадцатой сонаты, идущий attacca (и это было подчеркнуто!) после мрачного Траурного марша предстал в интерпретации Винокура и как хоровод блаженных теней, и как радостное упование на то, что жизнь всегда торжествует в этом мире, несмотря на любые невзгоды и обстоятельства.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»