Трансфигурация смыслов События

Трансфигурация смыслов

Два дня подряд в «Зарядье» звучала музыка Рихарда Штрауса и Леонида Десятникова в исполнении хора и оркестра musicAeterna

Как это всегда бывает у Теодора Курентзиса, выбор сочинений одновременно и символичен, и органичен для него. Возможно, дирижер выбрал две партитуры просто из интереса к их имманентным свойствам, но публика уже привыкла искать подтексты и концептуальное обоснование действиям своего кумира. Так или иначе, открыв программу симфонической поэмой «Смерть и просветление», Курентзис погрузил зал в философские размышления. Как известно, уже закончив партитуру, Р.Штраус попросил своего друга Александра Риттера написать поэтический текст, ставший программой. Четыре раздела поэмы – это эпизоды из жизни артиста: его болезнь, изматывающая битва со смертью, воспоминание о самых важных моментах прожитой жизни и преображение души, перешедшей в иной мир. Звучание оркестра musicAeterna было волнующе-прекрасным: динамические волны накатывали, захлестывая эмоциональным накалом, и потом опадали, погружая в нирвану. По субъективным ощущениям, для Теодора Курентзиса было важно вскрыть закономерность приливов и отливов, те самые «arsis et thesis» – основания, на которых (как писал позднее Мессиан) покоится любое музыкальное развитие. Самыми впечатляющими вышли моменты, где жизненные токи едва пробивались еле ощущаемой ниточкой пульса: например, начало поэмы, где струнные играли нереально тихо, возникая из некой параллельной реальности.

Совершенно в ином ключе идея борьбы предстала во втором отделении, посвященном Леониду Десятникову – «любимому другу и выдающемуся композитору», как о нем говорит сам Теодор. «Зима священная 1949 года» написана на тексты из книги для чтения на английском языке (для третьего года обучения), найденной автором на чердаке на даче у пианистки Веры Горностаевой в конце 1990-х. Внешне это такое обэриутское сочинение, где автор хотел «пошалить», положив суконные слоганы («Moscow is our capital», «Moscow is full of wonderful things» и т.п.) на написанную в академическом стиле музыку для солистов, хора и оркестра. Если прибегать к сравнениям, то можно провести аналогии с кантатами «Кремль ночью» Мясковского или «К 20-летию Октября» Прокофьева, где пропагандистские слова ничуть не помешали композиторам создать шедевры.

В аннотации, приведенной в буклете, Леонид Аркадьевич исчерпывающе подробно прокомментировав программу своей симфонии, в конце дал резюме: «Мне бы не хотелось, чтобы эта вещь воспринималась только как сатира на сталинский стиль. Полагаю, смысл этой музыки глубже, и словами его исчерпать невозможно». И действительно, слушалась симфония как серьезное, самодостаточное произведение. Эффектная оркестровка, необычная драматургия, многоуровневый смысловой ряд, где каждый волен найти свои ассоциации. Да, здесь есть типичный для Десятникова диалог с предшественниками – как же без этого в эпоху постмодернизма; есть нарочитые бодрящие «иллюстрации» в духе соц-арта, цитаты и аллюзии на Моцарта, Стравинского, джазовые вкрапления. Но сейчас первые части воспринимались как искреннее объяснение в любви Москве, почти как «гимн великому городу». А номер «Из детства Чайковского» оказался мостиком к опере «Дети Розенталя» (возникшей спустя семь лет, в 2005 году). Так что чем дальше дистанция от времени создания, тем больше в «Зиме священной» проступает своего, личного высказывания, а ирония уступает место ностальгии и романтической идеализации.

Это исполнение, кстати, позиционировалось как премьера новой редакции – с добавлением органа (соло Лада Лабзина), корректировкой сольных вокальных партий (вместо меццо теперь был приглашен контратенор Андрей Немзер в пару к сопрано Агнешке Адамчак). Любопытство вызывал и факт кооперации musicAeterna с Московской консерваторией: в хор добавилось около 30 певцов, и с десяток студентов – в оркестр. Ансамбль получился на редкость органичным, и, быть может, молодежь, учившая Десятникова как чисто современную музыку, способствовала произошедшей смысловой трансфигурации от сиюминутного к вечному.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории