Смотр, основанный Молодежным отделением Союза композиторов (МолОт) и ныне развиваемый Международной гильдией молодых музыкантов Российского музыкального союза, появился в 2012 году как цикл концертов, на которых звучали произведения совсем юных тогда авторов. Это сегодня имена Настасьи Хрущевой, Александра Хубеева, Николая Попова, Эльмира Низамова известны ценителям музыки не только в стране, но и за ее пределами. Тогда же им было немногим больше двадцати, и Трансфест помог им громко заявить о себе. Впрочем, список участников был гораздо шире, и сегодня сложнее сказать, кто не участвовал из нынешних 30-летних в концертах фестиваля, чем наоборот. Однако исходные планы были куда скромнее: предполагалось уложиться в два месяца.
Намеченных концертов, конечно, не хватило. Желающих участвовать оказалось так много, что первоначальный список мероприятий пришлось расширять, и в итоге программа растянулась практически на весь год. Почти сразу идею подхватили регионы, а затем присоединились и страны СНГ. Так, например, регулярным событием в рамках Трансфеста стал Симфонический форум-семинар в Беларуси, где молодые композиторы полторы недели работают с приглашенными мастерами над новыми партитурами, а затем эти сочинения звучат в исполнении полноценного симфонического оркестра.
Родившись как чисто концертное предприятие, «парад молодых талантов», Трансфест вскоре трансформировался в нечто большее. Он перестал быть просто витриной музыкального процесса, но превратился в лабораторию, участники которой могут и повышать собственный профессиональный уровень, и устанавливать новые творческие контакты, и демонстрировать результаты публике. Последнее было бы невозможно без дружественных исполнителей: за годы существования Трансфеста появилось несколько коллективов, которые неоднократно участвуют в концертах и образовательных проектах фестиваля. Это хор Festino, Симфонический оркестр музыкального колледжа города Молодечно, Симфонический оркестр Высшей школы музыки Якутии и другие. Но главное — Санкт-Петербургский МолОт-ансамбль, специализирующийся именно на современной музыке.
Он родился одновременно с самим фестивалем, поскольку стало ясно: в России крайне мало кто может исполнить новейшие партитуры на высоком уровне, тем более за пределами Москвы. Десять лет спустя ситуация в стране уже принципиально иная, целый ряд ярких коллективов ведут свою деятельность и в Москве, и в регионах. Но МолОт-ансамбль не теряет позиций. Напротив, остается крайне востребованным и в то же время открытым к экспериментам. Так, его участников не смущает необходимость во время исполнения, например, встать и станцевать чечетку или начать скандировать фразы на выдуманном языке (такие моменты есть в партитуре «Синей бороды» Судзиловского)… Полная творческая свобода и открытость всему новому, еще не проверенному временем, — те качества, которые всегда были ключевыми и для ансамбля, и для фестиваля.
«Начиналось всё как проект студентов и аспирантов Санкт-Петербургской консерватории. Мы хотели исполнять новую музыку. На первых порах ансамблем заинтересовались местные фестивали новой музыки “От авангарда до наших дней”, “Звуковые пути”. Они дали нам площадки для выступлений, обеспечили небольшое финансирование. Также помог Союз композиторов России. А с 2016 года нас активно поддерживает Российский музыкальный союз. За последние десять лет появилось немало интересных проектных коллективов, но из них единицы продолжают существовать, поскольку редко кто из музыкантов хочет тащить лямку организаторской деятельности, профессиональные менеджеры в области академической музыки, особенно современной, в России по-прежнему из разряда сказочных существ, вроде единорогов», — отмечает худрук МолОт-ансамбля, композитор и скрипач Артур Зобнин.
Сегодня МолОт-ансамбль выступает на ведущих площадках Санкт-Петербурга — в Большом и Малом залах филармонии, камерных залах Мариинского театра, на Новой сцене Александринки… А еще — записывает CD-сборники новейшей музыки. В 2017 году была выпущена трехдисковая «Антология молодых композиторов России» (запись доступна и онлайн, в том числе на стримингах), а свое десятилетие коллектив отметил релизом альбома «Инструменты и голос», включающего сочинения Ярослава Судзиловского, Артура Зобнина, Настасьи Хрущевой, Алексея Глазкова, Ивана Абрамова и Олега Гудачёва.
Зачастую именно с гастролей ансамбля открываются новые международные направления фестиваля. Так МолОт прорубил окно в Европу, занявшись молдавской музыкой.
«В 2016 году мое произведение “Флейта Марсия” для флейты соло прозвучало в исполнении участника MолОт-ансамбля Алексея Исаева в концерте “Время года — ночь” на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге. А летом того же года на “Днях новой музыки” в Молдове прошел концерт МолОт-ансамбля, представившего произведения молодых композиторов России — Юрия Акбалькана, Настасьи Хрущевой, Ивана Абрамова, Ярослава Судзиловского и других», — вспоминает композитор, член Союза композиторов и музыковедов Республики Молдова, доктор искусствоведения и культурологии Снежана Пысларь.
С тех пор летние визиты московских музыкантов в Кишинев — не только ансамбля, но и лекторов, и студентов-семинаристов, — стали ежегодными. Традиция прервалась лишь в 2020 году: в разгар пандемии закрытые границы не позволили провести мероприятие вживую. Однако совместные российско-молдавские образовательные программы в рамках Трансфеста продолжились в онлайн-формате. Аналогичные метаморфозы произошли и с остальными фестивальными форматами. Пожалуй, в этой гибкости и умении трансформироваться под обстоятельства и реальные потребности молодежной музыкальной среды и кроется секрет «живучести» Трансфеста.
Как изменят его новые сложности, возникшие в мире? Сказать сложно. Ярослав Судзиловский любит повторять: «Мы создаем новое геокультурное пространство Евразии». Сегодня прежние межгосударственные культурные мосты рушатся с обескураживающей скоростью, а идея сближения бывших советских республик — хотя бы на творческой почве — оказывается уязвимой как никогда. Но рано или поздно сломанные мосты придется возводить снова, и здесь опыт Трансфеста может оказаться очень кстати. Появившись в момент полной разобщенности национальных школ, которые тогда едва оправились от постсоветских исторических и социальных травм, фестиваль смог на регулярной основе протянуть нити между российскими, белорусскими, молдавскими, армянскими и даже туркменскими музыкантами. В последние годы география еще расширилась: мероприятия охватили Чехию, Польшу, Норвегию, Германию, Монголию… И оказалось, что при всех отличиях политических систем, при всех индивидуальных особенностях формирования национальных школ композиторы разных стран с радостью идут навстречу друг другу, будь то совместные концерты и семинарские программы, дружеские визиты или онлайн-дискуссии. «Геокультурное пространство» продемонстрировало завидную устойчивость к ударам из «внешнего мира». Вот и теперь, уверен Судзиловский, отказываться от международной деятельности не надо: все намеченные мероприятия остаются в плане. Сейчас не время нажимать на паузу.
Остается только надеяться, что межгосударственные разногласия Трансфест переживет так же уверенно, как и пандемию. Ведь музыка лечит.
P.S. «А есть ли какие-то забавные случаи в истории фестиваля и МолОт-ансамбля?» — был задан вопрос Артуру Зобнину. И он ответил: «Самый смешной эпизод, наверное, как мы провозили из Норвегии в Россию вибратор через таможню. Этот “инструмент” был необходим для исполнения одной из пьес — им играли по басовым струнам рояля. Но не уверен, что этот сюжет подойдет для публикации»…