Трансформация великолепия События

Трансформация великолепия

Голос органа Большого зала Московской консерватории зазвучал с киноэкрана

Виндлады, мех, регистры – ​все эти загадочные для широкой публики слова не раз произносили герои фильма «Симфония органа», чья московская премьера состоялась там, где, казалось, «кина не будет» и не может быть. Ведь это же консерватория, храм искусства(!), но, как гласит история, в годы гражданской войны и революционных преобразований в этот храм «вторгались торговцы», и чего там только не происходило  – ​в том числе и кинопоказы. Обо всем этом и не только рассказывает в своем фильме Сергей Уваров, музыковед-консерваторец, критик, дебютировавший в ипостасях режиссера, сценариста и даже монтажера.

Хроникальной съемки о консерватории, к сожалению, не сохранилось, но благодаря эффекту наложения Уварову удалось остроумно выйти из положения, совместив известные кадры из фильмов «Октябрь» Сергея Эйзенштейна и «Энтузиазм. Симфония Донбасса» Дзиги Вертова с интерьером Большого зала.

Но главный герой, конечно, – исторический орган БЗК. В фильме говорится о легендарном мастере Аристиде Кавайе-Колле как о создателе этой реликвии. Но тут придется поспорить: на самом деле патриарх французского органостроения успел только набросать чертеж и предложить список регистров. В 1898 году он продал фирму своему бывшему ученику Шарлю Мютену, который, собственно, за два года и воплотил в жизнь заказ из России.

Ныне орган, переживший триумфы и реставрации, приближается к своему 120-му дню рождения. До такого возраста люди не доживают, а вот для музыкальных инструментов – это еще самый сок, если за ними есть уход и присмотр. В консерватории уже более полувека за органами ухаживает Наталья Владимировна Малина – в фильме мы видим, как она на высоте 5–6 метров бесстрашно «сдувает пылинки» с резных «набалдашников», украшающих фасадные трубы, а потом спускается в подвальный отсек, где расположено сердце и легкие органа – система воздухоподачи. Ее комментарии – прекрасный пример того, как можно о сложных и узкопрофессиональных вещах говорить понятно и доступно.

Но все слова затмеваются гипнотическими кадрами труб, коих внутри органа тысячи – разных размеров, конфигураций, из дерева и из металла… Мистику момента помогает прочувствовать музыка Дениса Писаревского – молодого композитора и органиста, прекрасно ощущающего тембральную природу инструмента. В фильме звучат фрагменты из его Органной симфонии и «Святой Цецилии» в исполнении автора и ансамблевой пьесы «У горизонта событий».

«Фильм возник из потребности осмысления материала, накопившегося за период реставрации; более 100 часов съемки», – пояснил во вступительном слове продюсер проекта, ректор Московской консерватории А. С. Соколов. И перед публикой разворачивается история органа сквозь призму эпох. В фильме действительно много эксклюзивных кадров – как ремонтировали БЗК (все мы помним эту поистине стахановскую работу, совершившуюся за одиннадцать месяцев), как «разбирали», а потом «собирали» орган, трубу за трубой. Зритель видит то, что в прямом смысле скрыто за парадным фасадом инструмента – сложное устройство, капризность этой махины и преданную любовь его Главного хранителя, ощущающего орган как живой организм и посвятившего ему себя.

«Этот инструмент всегда привлекал меня как слушателя, – признается Сергей Уваров, – в облик органа БЗК я всегда был влюблен и, конечно, понимал его историческое значение. Поэтому когда я узнал, что в 2014 году начнется реставрация этого органа, я понял, что это необходимо снимать». Слово «симфония» в названии – и красивая метафора, и отражение структуры ленты. Вступление, погружающее нас в backstage короля инструментов, первая часть («Рождение»), интерлюдия, вторая часть («Возрождение») и кода, в которой вновь звучит лучезарная Токката Видора, мелькают в новом порядке начальные кадры – классическая реприза, как того требует арочная драматургия.

На вопрос, как в музыковеде пробудился кинорежиссер, Сергей Уваров ответил так: «Тогда я как раз доделывал диссертацию по творчеству Александра Сокурова и много с ним общался, смотрел, как он работает. Параллельно в моей жизни развивался еще один сюжет: я познакомился с великим режиссером и художником Рустамом Хамдамовым, который сам когда-то работал с Антониони и Тарковским, и Хамдамов попросил меня помочь с музыкальной составляющей фильма, который он тогда делал, – “Мешок без дна”. Я присутствовал на монтаже, смотрел все новые и новые варианты различных сцен каждый раз, как приходил к нему домой… Фильм этот (в 2017-м получивший “Серебряного Георгия” на Московском международном кинофестивале) вызревал буквально на моих глазах.

Творческое общение с Сокуровым и Хамдамовым, которое наложилось и на мой уже немалый опыт кинообозревателя, побудило меня попробовать сделать свою картину. И я понимал, что процесс реставрации органа БЗК – идеальный материал. И с исторической точки зрения, и с художественной – ведь внутри органа удивительно красиво, и трансформация этого великолепия – вдвойне интересна.

Вместе с тем я бы хотел подчеркнуть, что кино – творчество коллективное. И помимо режиссера огромный вклад делают и все остальные. Начиная от продюсеров – ректора Александра Соколова и профессора Марины Карасевой, участие которых было здесь далеко не формальным, а действительно творческим, и заканчивая закадровым рассказчиком – профессором Михаилом Сапоновым. Я сразу решил, что его голос должен быть не стандартным дикторским, а именно таким, неравнодушным, глубоко консерваторским по духу».

Фильм, безусловно, стал апологией органа БЗК, единственного французского исторического органа на территории России, который заслуживает того, чтобы о нем знали, говорили и помнили.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии