Три дуэта для сложного года События

Три дуэта для сложного года

В Мариинском театре станцевали «Семь сонат» Алексея Ратманского

Первая балетная премьера сезона прошла в Мариинском театре почти незаметно: небольшой одноактный балет вставили в программу меж других одноактовок того же автора. Будто это обыденность, ежемесячная рутина – новый балет в репертуаре, новые роли у артистов. Но «Семь сонат» и без особых объявлений собрал балетоманов в театр и стал событием торжественным и радостным. При этом –летучим, легким, ясным.

Это не мировая премьера: Ратманский впервые выпустил «Семь сонат» в 2009 году, придумав спектакль для American Ballet Theatre. Два года спустя американцы показали его в Москве во время гастролей на сцене Большого. Затем другие театры стали брать эту изящную одноактовку в репертуар – и среди них в 2016 году была Парижская опера. В Мариинском премьера должна была состояться весной, но по понятным причинам переехала на осень. Весной с труппой разучивала текст Стелла Абрера, принимавшая участие в американской премьере; осенью репетиции шли с помощью электронных средств связи, труппу настраивал на свою хореографию сам Ратманский.

Балет собран из семи сонат Доменико Скарлатти (за фортепиано, что выдвинуто к заднику из левой кулисы, – Александра Жилина) и предназначен для трех пар солистов. В премьерный день на сцену вышли Екатерина Кондаурова и Роман Беляков, Мария Хорева и Филипп Стёпин, Алина Сомова и Роман Малышев. То есть представлены и две правящие примы (Кондаурова и Сомова), и юная солистка, звезда которой стремительно идет на взлет (Хорева). При равенстве партий (вполне уважающий иерархию старинного театра, Ратманский тем не менее не склонен «задвигать» танцовщиков ради балерин) в Мариинском театре этот балет получается ­все-таки выраженно женским: танцовщики сами чуть отодвигаются в тень, чтобы представить своих дам.

Ратманский сделал в Штатах «Семь сонат» практически сразу после того, как покинул службу в Большом театре – и именно по этому балету можно понять, каким облегчением для него стала перемена участи. Когда приезжали на гастроли американцы, это еще было не очень заметно: примы и премьеры ABT с энтузиазмом раскрашивали текст, добавляя эмоции, гримаски, намеки на взаимоотношения в каждом из трех дуэтов и в каждом из двух трио, что возникали из этих дуэтов. Теперь, когда краски осыпались, как цвета с греческой скульптуры, виден воздух и блаженное спокойствие, которыми наполнен хореографический текст.

Перестроения пар, разумеется, периодически отсылают к Баланчину – ну так к нему отсылает вся выросшая на нем неоклассика. Но вот Кондаурова укладывает руку на воздух – и в секундной томности явлена самодостаточность, отсутствие необходимости ­кому-то ­что-то доказывать (которая сплошь и рядом азартно предъявляется Баланчиным; Кондаурова же всегда с удовольствием принимала вызовы хореографов). Вот Хорева позволяет себе быть чуть отстраненной, дружелюбной по отношению к своему партнеру – но будто отрезанной от него невидимой преградой (и это манифестация будущей – тьфу-тьфу-тьфу  примы, это ее формирующийся стиль, она, кажется, собирается держать мир на расстоянии вытянутой руки от своего сердца). А вот Сомова, чьи лебединые линии украшают любой спектакль, вдруг начинает вкладывать в каждый жест немного усмешки, чуть-чуть интриги – что ранее не было свой­ственно балерине. И понимаешь, что музыкальнейшие «Семь сонат» (Ратманский услышал Скарлатти совершенно безупречно) – это балет о возможностях, о том, что каждый человек – каждая балерина – может в себе открыть. Хорошее начало для сезона, жизнь в котором неизбежно будет иной, чем раньше.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.