Три в одном квадрате События

Три в одном квадрате

В Красноярске состоялись премьеры трех опер современных российских авторов

Новой совместной инициативой Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского и местной галереи современного искусства «Квадрат» стал фестиваль современной оперы с простым и удачным названием – «Искусство в “Квадрате”». В его рамках в лофт-пространстве «Квадрата» состоялись премьеры опер Кирилла Широкова и Марка Булошникова «Марево», Александра Маноцкова «Пир во время чумы», к которым там же присоединили прошлогоднюю премьеру оперы Пуленка «Груди Терезия», а на основной сцене Театра оперы и балета показали свежевыпущенный иммерсивный спектакль «Хворостовский. Возвращение домой» с музыкой Алексея Сюмака.

Конечно, искусство статистикой не объясняют (как «алгебру гармонией» не поверяют), но факт остается фактом. Проектом современных опер в рамках фестиваля «Искусство в “Квадрате”» Красноярский театр оперы и балета рванул в строчку лидеров по производству современных опер в России. В плюс к осуществленным здесь в прошлом сезоне «Ермаку» Александра Чайковского и пуленковскому «Терезию» (с его грудями и сразу четырьмя номинациями на «Золотую Маску») нынешняя осень присовокупила премьеру «Хворостовского» – скорее мюзикла, чем оперы, с неожиданно хрупким «Маревом» (написанным к 15-летию Нижегородского ГЦСИ в 2012 году) и литургическим хоррором «Пир во время чумы» (опус Маноцкова, созданный специально по заказу театра, – последняя новость в личном оперном рейтинге самого плодовитого нынешнего композитора).

Подобно доброму сеятелю, который «любит пахать и сеять, не меньше, чем собирать жатву», художественный руководитель красноярского оперного дома Сергей Бобров ступил на ниву современной оперы не только как чиновник-радикал, но и непосредственно как художник. В его режиссуре «Хворостовский. Возвращение домой» – абсолютный сюрприз и, пожалуй, жанровая новинка. – Байопик genius loci, чье имя носит театр, создан по сценарию молодого поэта Дмитрия Макарова с той мерой выдумки, романтизма и по-домашнему освященной документальности, которая сделала представление контактным, человечески трогательным, хоть и по-разному воспринимаемым публикой в зале и публикой, непосредственно находящейся на сцене, где в макете Крымской обсерватории 1983 года разыгрывается открытие безымянной планеты #7995, которой позже присвоят имя певца.

Отматываемый от романса «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Хворостовского сюжет ведет к финальному слушанию этой мелодии стоя, что и требуется публике, так обретающей свою причастность к судьбе любимца. Пробег по фактам жизни и творческой биографии баритона чреват неминуемо жаркой любовью к герою (по модели голливудских фильмов-биографий). Тут и сюжет про финал конкурса в Кардиффе, и инсценированное знакомство с женой Флошей на цюрихской постановке «Дон Жуана». В первых рядах партера хор «зрителей» поет осанны великому земляку, в проходах – снуют личности из оперного и обсерваторского мира. Оркестр под управлением петербуржца Федора Леднева мягко стелет под топырчатый слог стихотворного текста долгие ostinato, речевые фрагменты перемежаются ариями персонажей, в которые композитор, как в консерваторских капустниках, всыпает дозу стилизаций (вроде арии Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта). Это не столько опера, сколько light-мюзикл с ностальгически-сувенирным оттенком. Но, покидая его, испытываешь что-то до наивного теплое, отнюдь не пугающее страшным испытанием по имени «современная опера».

Тем временем в лофт-пространстве «Квадрата» современная опера оборачивается тем, что называют «жестко спать». «Марево» Широкова–Булошникова, в момент написания которого в 2012 году первому из авторов было 22 года, как всякое творчество молодых, – о смерти. Точнее, о воссоединении погибшей в автокатастрофе семьи: мамы, папы, сына и собаки. На черно-белых видеокадрах дороги, с пробегающими пролесками и полями, увертюрой к катастрофическому road mоvie – долгое скобление ножками стула по цементному полу. Поразительно аскетичный и столь же точный саунд подхвачен нескончаемо длинными нотами инструментального ансамбля (дирижер – Александр Косинский). Лексика авторов скупа, но красноречива: у каждого персонажа есть лейттембр, пропеваемый текст абстрактен и тоже скорее мыслится фонемами удивительно разреженной партитуры. Замедленный темп действия жестко держат поочередные эпизоды персонажей: гудит бас-профундо отца (Андрей Ложкин), растворяются в воздухе сопрановые pianissimi матери (Светлана Черемнова), бегает с корабликом в руках мальчик (Николай Трифонцев), ритмично дышит, стоя на четвереньках, Собака-Сфинкс (Игорь Петряков). Какое-то величие тоски и на глазах случившейся трагедии совсем не грешит истерикой. Негромогласие, кажется, высчитано на компьютере. Драма страшна и одновременно опрятна. В ее почти мистериальной подаче режиссер Елизавета Корнеева, мысля минималистично, сгущает концентрацию «потусторонности» до звона в ушах. Наполненные водой громадные цинковые емкости, придуманные художницей Варварой Тимофеевой, Стиксом отделяют смотрящих от поющих. Воды снизу-вверх отсвечивают зеленью светофорных огней – единственным остатком реальности в завораживающе собираемой постжизненной семейной вечности. Просто и емко, нежно и вдумчиво, «Марево» оставляет вас наедине с собой, изумляя парадоксальной красотой идеи о нескончаемости жизни.

Прямо противоположного вывода – «Пир во время чумы», готическая триллер-литургия Маноцкова для хора с камерным оркестром (дирижер – Петр Казимир). В переформатированном пространстве «Квадрата» яблоку было негде упасть, если не считать довольно большой площадки между зрительными рядами и подиумом с оркестром и замедленно шествующими по нему хористами. На это пустующее место и выдвигались долго скрываемые в хоровой массе солисты, поглощаемые обратно по завершении номеров. Выделялись прекрасный тенор Священника (Андрей Колобов), красивый, но, увы, не слишком устойчивый бас Председателя (Илья Кривчиков) и недюжинного диапазона меццо Мэри (Ольга Басова). Общеизвестный сюжет последней из «Маленьких трагедий» Пушкина композитор поместил внутрь заупокойной мессы. «Requiem Aeterna» – первое, что мы слышим после оркестровой прелюдии с баховско-вивальдиевскими минорами. Пугать диссонантностью композитор не стал, но в заведомо контактном тональном рисунке сделал специальные «прорези», в которые обрубками высунул геометрично-колкие современные конструкции. Например, знаменитый текст песни Мэри выложил в виде хроматической лестницы, переступая по которой, конец каждого куплета модулирует на полтона выше, а следующий куплет начинается еще полутоном выше – и так до бесконечности. Там же, где Пушкин ограничился лишь ремаркой – «Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею», придуман очень изобретательный хор зомби: в технике горлового пения на втягиваемом воздухе голоса, масса хористов, казалось, буквально материализуют похрустывание костей. В режиссуре Елены Павловой, не слишком поладившей с многочисленностью участников, самым эффектным (хоть и довольно стандартным) приемом стало обмазывание губ готового рухнуть замертво человека красной гуашью. А в оформлении Ксении Шачневой мешковатые хламиды поющих показались выразительнее голубовато высвеченного на заднем плане круга, который лишь в последние секунды перекрасился в цвет закатного солнца.

Однако, недельный марафон с ежедневно меняемыми операми, декорациями, исполнителями и даже конфигурацией пространства в лофте впечатлил самой готовностью красноярских оперных руководителей с их подопечными к экстремальным режимам, после которых 16-километровое пешее путешествие в «Столбы», обычно совершаемое их гостями, уже не покажется таким энергозатратным.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии