Персональный абонемент Государственной академической симфонической капеллы России в Московской филармонии в этом году посвящен операм Верди – композитору, которого Валерий Полянский часто и много исполняет. Три года назад здесь же, в КЗЧ, маэстро и его коллектив также представлял оперные шедевры итальянского композитора – «Отелло», «Бал-маскарад» и «Аиду». В этот раз последняя заняла середину между совсем раритетными «Ломбардцами в первом крестовом походе» (опера прозвучала в январе) и более известной «Сицилийской вечерней» (прозвучит в апреле). Все эти масштабные партитуры длиною в несколько часов Полянский, Госкапелла, хоры и солисты готовят для концертного исполнения, отказываясь от декораций и делая акцент исключительно на музыке. И в этом есть огромная смелость и даже вызов. Пышные, ярко-изобразительные, чувственно-драматические оперы Верди трудно сразу воспринимать вне сценического воплощения: в тех же «Ломбардцах» так и ждешь эпичного появления крестоносцев, а в «Бале-маскараде» – как Амелия поздно ночью проберется на холм, чтобы нарвать волшебной травы. Но участники концертных версий абонемента Госкапеллы позволяют слушателям погрузиться в атмосферу и события оперы и без наглядного ее воплощения на сцене, покоряя актерским и вокальным мастерством.
Именно такое ощущение полного растворения в гениальной музыке Верди возникло на «Аиде». Действующими лицами этой мелодрамы стали оркестр и хор Госкапеллы, Академический хор МИФИ и восемь солистов, занявшие все пространство сцены, – и эта визуальная массовость придала концертной интерпретации элемент театральности. Главным рассказчиком исторического сюжета и трагической любви Аиды и Радамеса можно смело назвать оркестр, который буквально вел за собой публику, держа в напряжении от первого до последнего такта. Лейтмотив ревности Амнерис, нежная и печальная лейттема Аиды, суровое шествие жрецов и другие пронизывающие оперу характерные «ниточки» оркестр ГАСК подавал выразительно и чувственно, как если бы их пел вокалист. В больших хоровых сценах маэстро Полянский доводил звучание своего коллектива до небывалых пределов, выстраивал идеальные по мощности ансамбли, не упуская из виду ни одну гармоническую и фактурную деталь партитуры. Худрук Госкапеллы не давал расслабиться ни музыкантам, ни слушателям ни на секунду – восторженные аплодисменты и крики браво пресекал уверенным четким жестом, обращенным к тому или иному солисту.
Вокальный каст концертной версии «Аиды» составили артисты Госкапеллы, которые еще раз подтвердили, что могут великолепно преподносить арии и дуэты самых разных по уровню сложности опер. Приглашение Екатерины Чудотворовой на роль Аиды оказалось «попаданием в яблочко». Ее сильный, богатый на самые разные оттенки голос покорил с первой же отчаянной фразы «Вернись с победой к нам» из одноименной арии первого действия. В романсе «Небо лазурное» из второго акта Чудотворова показала свою героиню юной мечтательницей – ее исполнение отличало безупречное интонирование, аккуратные тесситурные скачки, уверенное взятие верхнего регистра. В образе коварной Амнерис выступила меццо-сопрано Людмила Кузнецова – и если в ансамблевых сценах и дуэте с антагонисткой Аидой голос певицы «утопал» в оркестре, то в сольных ариях раскрывался весьма ярко. Чингису Аюшееву – Радамесу – в романсе «Милая Аида» не хватало лирики, проникновенности, отчего признание в любви вышло как будто формальным. Однако в дальнейших монологах начальника египетской стражи Аюшеев вокально был более убедителен, а в финальном дуэте с Аидой и вовсе едва ли не заставил всплакнуть зал. Запомнились эффектный монолог Жрицы – Юлии Томиной, расположившейся на балконе; благородные и суровые арии двух царей – фараона (Андрей Чеснов) и Амонасро (Евгений Либерман); энергичные призывы верховного жреца Рамфиса (Руслан Розыев) и эпизодические реплики гонца (Олег Полшков). И, конечно же, блестяще прозвучал подлинный «хит» этой оперы – триумфальный марш, возвещающий о победе египтян, а в контексте этого концерта – маэстро Полянского и Госкапеллы.