Триумфальный марш Валерия Полянского События

Триумфальный марш Валерия Полянского

Госкапелла России представила оперу «Аида» в концертном исполнении

Персональный абонемент Государственной академической симфонической капеллы России в Московской филармонии в этом году посвящен операм Верди – композитору, которого Валерий Полянский часто и много исполняет. Три года назад здесь же, в КЗЧ, маэстро и его коллектив также представлял оперные шедевры итальянского композитора – «Отелло», «Бал-маскарад» и «Аиду». В этот раз последняя заняла середину между совсем раритетными «Ломбардцами в первом крестовом походе» (опера прозвучала в январе) и более известной «Сицилийской вечерней» (прозвучит в апреле). Все эти масштабные партитуры длиною в несколько часов Полянский, Госкапелла, хоры и солисты готовят для концертного исполнения, отказываясь от декораций и делая акцент исключительно на музыке. И в этом есть огромная смелость и даже вызов. Пышные, ярко-изобразительные, чувственно-драматические оперы Верди трудно сразу воспринимать вне сценического воплощения: в тех же «Ломбардцах» так и ждешь эпичного появления крестоносцев, а в «Бале-маскараде» – как Амелия поздно ночью проберется на холм, чтобы нарвать волшебной травы. Но участники концертных версий абонемента Госкапеллы позволяют слушателям погрузиться в атмосферу и события оперы и без наглядного ее воплощения на сцене, покоряя актерским и вокальным мастерством.

Именно такое ощущение полного растворения в гениальной музыке Верди возникло на «Аиде». Действующими лицами этой мелодрамы стали оркестр и хор Госкапеллы, Академический хор МИФИ и восемь солистов, занявшие все пространство сцены, – и эта визуальная массовость придала концертной интерпретации элемент театральности. Главным рассказчиком исторического сюжета и трагической любви Аиды и Радамеса можно смело назвать оркестр, который буквально вел за собой публику, держа в напряжении от первого до последнего такта. Лейтмотив ревности Амнерис, нежная и печальная лейттема Аиды, суровое шествие жрецов и другие пронизывающие оперу характерные «ниточки» оркестр ГАСК подавал выразительно и чувственно, как если бы их пел вокалист. В больших хоровых сценах маэстро Полянский доводил звучание своего коллектива до небывалых пределов, выстраивал идеальные по мощности ансамбли, не упуская из виду ни одну гармоническую и фактурную деталь партитуры. Худрук Госкапеллы не давал расслабиться ни музыкантам, ни слушателям ни на секунду – восторженные аплодисменты и крики браво пресекал уверенным четким жестом, обращенным к тому или иному солисту.

Вокальный каст концертной версии «Аиды» составили артисты Госкапеллы, которые еще раз подтвердили, что могут великолепно преподносить арии и дуэты самых разных по уровню сложности опер. Приглашение Екатерины Чудотворовой на роль Аиды оказалось «попаданием в яблочко». Ее сильный, богатый на самые разные оттенки голос покорил с первой же отчаянной фразы «Вернись с победой к нам» из одноименной арии первого действия. В романсе «Небо лазурное» из второго акта Чудотворова показала свою героиню юной мечтательницей – ее исполнение отличало безупречное интонирование, аккуратные тесситурные скачки, уверенное взятие верхнего регистра. В образе коварной Амнерис выступила меццо-сопрано Людмила Кузнецова – и если в ансамблевых сценах и дуэте с антагонисткой Аидой голос певицы «утопал» в оркестре, то в сольных ариях раскрывался весьма ярко. Чингису Аюшееву – Радамесу – в романсе «Милая Аида» не хватало лирики, проникновенности, отчего признание в любви вышло как будто формальным. Однако в дальнейших монологах начальника египетской стражи Аюшеев вокально был более убедителен, а в финальном дуэте с Аидой и вовсе едва ли не заставил всплакнуть зал. Запомнились эффектный монолог Жрицы – Юлии Томиной, расположившейся на балконе; благородные и суровые арии двух царей – фараона (Андрей Чеснов) и Амонасро (Евгений Либерман); энергичные призывы верховного жреца Рамфиса (Руслан Розыев) и эпизодические реплики гонца (Олег Полшков). И, конечно же, блестяще прозвучал подлинный «хит» этой оперы – триумфальный марш, возвещающий о победе египтян, а в контексте этого концерта – маэстро Полянского и Госкапеллы.

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы

Человек, который смеется и убивает События

Человек, который смеется и убивает

В Нижнем Новгороде прошла премьера «Риголетто»

Вечера в движении События

Вечера в движении

В Москве завершился седьмой фестиваль современной музыки