«Трубадур» под вопросом События

«Трубадур» под вопросом

В Большом театре звездный состав исполнил знаменитую оперу Верди

В Большом театре последний раз давали «Трубадура» двадцать пять лет назад. Новая постановка, изначально запланированная театром, не состоялась – ограничились концертным исполнением. Жаль, поскольку свежее театральное прочтение нам бы не помешало, несмотря на то, что «Трубадур» идет в Москве в «Новой Опере» и «Геликоне».

Причины отказа от выпуска спектакля до сих пор официально руководством Большого театра не прокомментированы. На постановку изначально приглашали режиссера и худрука Красноярского театра юного зрителя Романа Феодори, ранее работавшего на Камерной сцене. Опера Доницетти «Линда ди Шамуни» в его интерпретации получила тогда неоднозначные оценки, собрав критику о непоследовательности воплощения и перегруженности идей.

Долгое время оставалось неясным, кто же будет дирижировать «Трубадуром». В итоге музыкальным руководителем стал испанец Жорди Бернасер с неплохим послужным списком, и специализируется он именно на вердиевском репертуаре. На плечи маэстро легла двойная ответственность: управлять концертным исполнением гораздо сложнее, чем дирижировать полноценным спектаклем. «Трубадур» максимально сценичен, на что указывают многочисленные ремарки в партитуре, не говоря уже о свойствах музыкального языка и драматургии, предполагающей нерв, живые реакции, многоплановое отыгрывание накала страстей, особенно во время хоровых сцен и развернутых ансамблей.  Это не тот материал, который хорошо слушается без декораций и костюмов, – хотя вопрос дискуссионный, конечно.

С первоклассным оркестром Большого театра дирижер поработал неплохо: выверил темпы и расставил порой неожиданно удачную фразировку, позаботился о слаженности групп и качестве звучания. С певцами дела обстояли сложнее. Четыре главных героя – звезды, но о ровном составе говорить было бы нечестно, этот момент под большим вопросом.

Верди для своей гениальной оперы с крайне запутанным, сложным и эмоционально напряженным сюжетом выбрал исключительно редкие голоса преимущественно драматического толка. Идеальное попадание в касте – баритон Игорь Головатенко в партии Графа ди Луны. Он обладает отличной школой и фактически идеальным контролем техники: этого уже было бы достаточно, но певец еще способен прожить на сцене любые предложенные ситуации так, что для него сценография точно не является обязательным условием, он как раз тот самый исключительный артист, кто все может делать голосом, выражением лица, энергетикой.

Когда слушаешь Олега Долгова в партии Манрико и Агунду Кулаеву в партии Азучены, кажется, что они взялись не за свой репертуар, хотя это не так. Вопрос в состоянии их голосов: не должны знаменитые стретта Манрико Di quella pira и сцена Азучены с кульминационным трагическим рассказом Condotta ell’era in ceppi выглядеть сражениями исполнителей с трудностями нотного текста. В «Трубадуре» любой неверный вокальный шаг перечеркивает даже самое искреннее желание создать глубокий и наполненный образ.

Партию Леоноры исполняла Хибла Герзмава – потрясающая певица, обладающая ярчайшей индивидуальностью. Год назад дебютом в «Тоске» она поставила «шах и мат» всем, кто рассуждал о лирической природе ее голоса и маловероятной способности убедительно петь крепкий репертуар. Тогда было понятно: она правильно подобрала нужные приемы и перестроила технику, нашла ключ к образу, сделав Тоску по-своему и невероятно удачно. Леонору в ее трактовке, которую она ранее уже пела в Мадриде и Барселоне, осмыслить сразу не получается – хочется услышать еще раз. Придраться к технике и звучанию практически невозможно, мастерство певице не изменяет.

Если абстрагироваться от обсуждения качества получившегося «Трубадура», то можно заметить гораздо более важную тему: в Большом театре в последнее время вырисовывается правильная тенденция под кодовым названием «звездный состав». Согласитесь, раньше таким нас баловали нечасто, за исключением отдельных редких постановок. Как правило, приходилось то и дело критиковать процесс странного кастинга. Недавно давали «Травиату» с Венерой Гимадиевой, которую до этого слишком давно не приглашали, Игорем Головатенко и наконец-то дебютировавшим в Большом Дмитрием Корчаком: тот спектакль стал грандиозным событием оперного сезона. Надеемся на продолжение намеченного курса.

Признание в любви События

Признание в любви

В Петербургской филармонии завершился фестиваль «Площадь Искусств»

Секрет счастья Дениса Мацуева События

Секрет счастья Дениса Мацуева

В Оренбурге презентовали новый симфонический оркестр

Излучающие радость События

Излучающие радость

Состоялась III Конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза

Добро побеждает зло События

Добро побеждает зло

«Кащея» Римского-Корсакова спели на Фестивале имени С.К. Горковенко