Творец и интерпретатор История

Творец и интерпретатор

К 333‑летию Баха и 130‑летию Генриха Нейгауза

Иоганн Себастьян Бах… В 2018‑м – 333 года со дня его рождения. Число необычное. Потому что тройка – это Троица, Божественное число. А здесь три тройки. Нумерология – очень важная наука для Баха, сейчас она ушла в какую‑то эзотерическую нишу. А на самом деле, когда творил Бах, науки были гораздо более слиты с музыкой, чем сейчас.

Сейчас они разобщились, разъединились. В то время и религия была гораздо ближе к музыке, и нумерология, математика. 333 года – это лишь повод. Когда в 2000 году отмечали 250 лет со дня смерти Баха, вышло хорошее интервью с Григорием Соколовым. Его спросили: «ЮНЕСКО объявила 2000 год Годом Баха. Скажите, пожалуйста, как это событие повлияло на Вашу творческую жизнь?» «Никак, – ответил Соколов.– У меня каждый год, каждый месяц, каждая неделя и каждый день – это день Баха». Каждый день для любого музыканта – это день Баха. И все начинали свою жизнь с Баха, и для каждого – вся жизнь с Бахом.

Бах впитал в себя все достижения предыдущей музыки, которая была до него, и предвосхитил все достижения будущей музыки. Его музыка настолько превосходит все, что было до него, что все музыканты общались с его музыкой. Все музыканты играли, изучали его музыку, проникали в ее тайны. Поэтому в любой музыке есть влияние Баха. Бах – это как бы ­центральная фигура, и от него исходят лучи во все стороны.

Второе. Бах в переводе с немецкого – «ручей». Все знают фразу Бетховена: «Не ручей, а море должно было быть ему имя». А ручей – это вода. Вода – невероятно важный символ христианства. Образ воды Бах в своей музыке использует постоянно.

И вместе с тем BACH – это крест. B – A – C – H. Эти четыре звука образуют тему креста. И то, что эта фамилия и вода, и крест – это тоже очень интересно и необычно. Потому что крест – это Голгофа, крест – это страдание. Крест – это судьба любого человека. Крест, на котором Христос распят – и у каждого свой личный жизненный крест.

Стиль, в котором написаны кантаты Баха на евангельские тексты, на духовные стихотворения его современников, и стиль инструментальный – один стиль. Мотив воды переходит из кантат в инструментальную музыку, и поэтому мы можем точно сказать, какой сюжет в этой музыке подразумевается. Но здесь момент уже эстетический – как понимать суть музыки? Когда мы от нее заплакали-зарыдали? Или когда мы открыли в ней самые невероятные и совершенные математические законы? Или когда и то и другое произошло? Я считаю, что здесь, как говорил Нейгауз, «надо рыть туннель с обоих концов». Сейчас, 12 апреля, мы отмечаем 130‑летие со дня рождения этого величайшего педагога, пианиста, человека невероятно дивного по отзывам всех, кто его знал лично, и особенно моего профессора, Льва Николаевича Наумова, который был его ассистентом. Я – как бы внук Нейгауза.

Нейгауз в своих «Автобиографических записках» пишет: «Из авторецензии – по четыреххвостке: 1 – человек, 2 – художник, 3 – музыкант, 4 – пианист – в обратном порядке: 4 – средний пианист, 3 – хороший музыкант, 2 – отличный художник, 1 – направленный к добру человек».

Называет это «четыреххвостка» – очень советским словом. Это сочетание каких‑то невероятных мыслей и советской терминологии. Он же был даже ректором консерватории! В 37‑м году! Как это вообще было возможно?! Чтоб Генрих Густавович Нейгауз в 37‑м году был ректором! Как он смог выдержать это все?.. Правда, год всего, по‑моему, не больше: это неудивительно, судя по тому, какой он был чистый, далекий от политики человек.

Исполнению музыки Баха помогает тяжелая жизнь. Такая тяжелая, какая она была у Нейгауза, в частности. Он был и в тюрьме, и на Лубянке сидел в подвалах почти год: с осени 1941‑го по август 1942‑го. Его жизнь висела на волоске. Много было у него трагических событий, потрясений…

Он всю свою жизнь играл Баха. В своей книжке «Об искусстве фортепианной игры» он большое место уделяет Баху. Например, говорит о том, как петь на фортепиано, хотя это инструмент не вокальный, звук клавиш затухает. Но если мы хотим, чтоб оно пело, – то оно запоет. И если мы только будем стремиться к невозможному, то мы достигнем всего возможного. Это постулат Нейгауза…

Он говорил о том, что Баха нужно играть просто, естественно и не стесняться выражать в его музыке все наши обычные человеческие чувства. Но вместе с тем, это не должно быть ни сентиментально, это не должно быть ни манерно, это не должно быть ни Шопеном, ни Дебюсси, ни Рахманиновым – это должно быть именно Бахом. Вот здесь истоки чувства художественного вкуса, который надо в себе воспитывать.

Я вспомнил сейчас рассказ Алексея Алексеевича Муравлёва, мама которого училась у Нейгауза, была одной из первых его учениц. Алексей Алексеевич 1924 года рождения. И он ходил в класс Нейгауза, хотя в консерватории учился как композитор. Он как‑то рассказывал, как пришел в его класс и принес Прелюдию и фугу, до-диез-минорную из II тома. Генрих Густавович сидел и слушал, как он занимался. И вместо того, чтобы что‑то говорить, сел за рояль и сыграл. И Муравлёв рассказывал, что исполнение этой Прелюдии было и остается для него самым крупным художественным впечатлением за всю его огромную 93‑летнюю жизнь. Как нужно играть Баха, чтобы так поразить душу столь искушенного и тонкого музыканта?!.

Записала Анастасия Меерзон

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой