Ты не пугайся: остров полон звуков События

Ты не пугайся: остров полон звуков

В Московском музее современного искусства проходит выставка саунд-художника Сергея Филатова «Я слышу тебя»

В полутемном зале зрителя встречают пюпитры со странными конструкциями, несинхронно издающими равномерные звуки. Алюминиевые пластины, образующие некие подобия процессорных кулеров, вращаются вокруг основания с определенной скоростью и задевают металлические стерженьки. Рождаемый стрекот поначалу кажется хаотичным, однако, чем дольше вслушиваешься в него, бродя между объектами, тем больше проникаешься его странным, но по-своему логичным ритмом. Плотность аудиоатмосферы то нарастает, то падает, и кажется, что вся эта инсталляция живет какой-то своей жизнью.

«Ансамбль звуковых скульптур исполняет перкуссионную композицию, написанную художником как композитором в виде программного кода», – сообщает описание произведения. И этот факт сразу ставит перед нами вопрос: может ли быть партитура в виде компьютерного алгоритма? Конечно, отвечает Филатов своей выставкой. И следующие залы только подтверждают предположение: создавая ритмы, динамику, аудиоэффекты, автор оперирует совсем иными средствами, нежели традиционные музыканты.

Хотя, например, один зал здесь вовсе беззвучный. В нем мы наблюдаем, как в полной темноте лазерные лучи проходят сквозь вращающиеся кристаллы и стены окрашиваются танцем красных всполохов. Но опять-таки можно говорить о ритме, только здесь он растворен в движении света.

Свои работы Филатов сопровождает причудливыми подзаголовками, явно вдохновленными словотворчеством футуристов. Например, «Сверкатель ясноликий лучистый взор направил во глубину бескрайних молчалей» (та самая инсталляция с лазерами). И хотя это выглядит чудачеством и создает стилевой диссонанс, отсылка к экспериментам столетней давности дает ключик к пониманию самого метода Филатова. Подобно авангардистам начала XX века, художник нащупывает пересечения между различными видами искусств. Вспомним световую строчку в партитуре «Прометея» Скрябина, сценическую композицию «Желтый звук» Василия Кандинского, опыты Михаила Матюшина по взаимовлиянию цвета и звука…

Но, в отличие от них, гуманитариев, Сергей Филатов демонстрирует также техническое мышление. И выразительность аудиовизуального образа у него сочетается с красотой инженерного решения. В третьем зале экспозиции зритель видит подсвеченные полусферы, в которых под воздействием тока хаотически прыгают металлические шарики, напоминающие грузила для рыбалки. Конечно, это тоже рождает характерный сонор, ритмическая структура которого в известной степени случайна, однако предпосылки к ее формированию заданы как раз последовательностью электроимпульсов.

Но самое интересное ожидает зрителя на втором этаже экспозиции. Главное пространство там отдано под два проекта: «Соноры» и «Плоды времени». Первый из них год назад демонстрировался в нижегородском «Арсенале» в рамках выставки финалистов главной государственной премии в области современного искусства «Инновация», проводимой ГМИИ имени А. С. Пушкина. Сергей Филатов тогда стал победителем, но сама инсталляция предстала перед публикой в урезанном виде. Впрочем, не было сомнения, что после такого успеха «Соноры» должны дебютировать и в столице, причем в более объемном варианте. Так и вышло.

Изогнутые стальные листы, натянутые на тросы, звучат от электромагнитных импульсов. Чем сильнее натяжение, тем выше нота. Но рядом есть другие конструкции – шары на высоких ножках-стеблях. Внутри «плодов» спрятаны моторы, заставляющие их вибрировать. Все вместе воспринимается как загадочный сад, то замирающий, то оживающий и начинающий пульсировать в трудноуловимом ритме. «Ты не пугайся: остров полон звуков / – И шелеста, и шепота, и пенья; / Они приятны, нет от них вреда», – говорил герой пьесы «Буря» Шекспира про царство волшебника Просперо. Кажется, толика магии есть и в проекте Филатова, поскольку несложные, в общем-то, физические процессы совершаются здесь по неведомой посетителю (не скажешь просто «зрителю») логике, а сами объекты выглядят как нечто инопланетное, мистическое.

Таков, пожалуй, самый громкий экспонат выставки: «Вся красота, вся мудрость – внутри тебя». В центре последнего зала висят две крупные металлические полусферы – одна над другой. Кажется, они вот-вот сомкнутся, образовав идеальный шар. Но пока этого не произошло, и из пространства между ними доносятся гулкие удары будто в колокол.

Здесь вспоминается тоже состоящая из двух половин загадочная сфера в клипе Massive Attack «Voodoo in my Blood», преследующая Розамунд Пайк в подземном переходе. Еще одна ассоциация – видеоарт Лорана Грассо OTTO: в нем полупрозрачный шар неведомого происхождения парит в пустыне. Филатов, впрочем, идет дальше коллег, заменяя выразительное пространство пустотой и оставляя зрителя наедине с этим странным набатом. Никакой бытовой конкретики, только символ, открытый для интерпретаций.

Но интересно, что звоны мы слышим, не только находясь рядом с инсталляцией, но и в соседних залах: в отличие от деликатных звуковых элементов иных проектов Филатова «Вся красота, вся мудрость…» заявляет о себе еще до того, как вы ее увидите. И это неизбежно влияет на восприятие других работ. «По ком звонит колокол?» – невольно задумываешься, прогуливаясь по «саду» из «Плодов времени».

Один из главных парадоксов музейного саунд-арта – в его пространственном бытовании, в противоположность временнóму существованию музыки. Ключевой характеристикой здесь становится не продолжительность звукового материала, а заполненный им объем.  Подобно воздуху, он проникает даже в смежные помещения, но до поры до времени может казаться безликим фоном. И уже от зрителя зависит, уловит ли он выстроенную автором квази-драматургию. Или даже предложит свою?

Инсталляции Филатова, как правило, состоят из нескольких источников звука, между которыми позволяется свободно перемещаться. Следовательно, образуемые ритмы и их пространственная локализация относительно наших ушей каждый раз будут индивидуальными, неповторимыми. Но музыка ли это? Зависит от нас. Если слушать шумы, звоны, шорохи как музыку – то почему бы и нет? И тогда сам зритель выступает соавтором художника.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»