Ты плакала – и вот я оглянулся События

Ты плакала – и вот я оглянулся

Алексей Мирошниченко поставил в Перми «Орфея» Игоря Стравинского

Только что вышедшая премьера волей хореографа (он же – худрук балетной труппы) Алексея Мирошниченко оказалась вписана в программу-триптих, где заняла центральное место. Начинают вечер «Вариации на тему рококо», поставленные Мирошниченко на музыку Чайковского еще в 2011 году – тогда это был выпускной спектакль Пермского хореографического училища. Когда студенты стали солистами театра оперы и балета, спектакль вместе с ними пришел в репертуар, а в 2020-м был в театре возобновлен. Это одно из самых удачных творений балетмейстера – когда простые па складываются в неожиданную картинку, когда в спектакле нет ни одного движения, которое можно было бы упрекнуть в вычурности, но каждое из них – грациозно. Маленький ансамбль транслирует именно интонацию Чайковского, тщательно слушает нежную виолончель Анны Когун, и слово «рококо» в названии остается, как и в случае с музыкальным текстом, довольно условным – никакого массивного золота, очень легкие краски, прозрачные цвета. Этот балет, по замыслу Мирошниченко, в программе отвечает за XIX век. XXI век представлен одноактовкой Ultima Thule, музыка которого была сочинена Владимиром Ранневым по специальному заказу театра в 2022 году, а хореографией спектакля тогда занимался Вячеслав Самодуров. Себе Алексей Мирошниченко выбрал ХХ век – и музыку, сотворенную в самой его середине. Игорь Стравинский написал «Орфея» по заказу Джорджа Баланчина в 1947 году для Школы американского балета. Премьера состоялась в 1948-м. Так вечер «заговорил» об изменениях в музыке и не только в ней, что случились за три века. Предложил публике всмотреться и вслушаться в разность интонаций.

Мирошниченко, сохранив сюжетный каркас, что был у Баланчина, сам написал либретто. Орфей (Генрих Райник) все так же печалится о смерти Эвридики (Полина Ланцева – пару лет назад любимая публикой Полина Булдакова поменяла фамилию), его друзья безуспешно пробуют его отвлечь – и к певцу является посланец богов, готовый отвести его в подземное царство. У Баланчина это был Черный ангел – у Мирошниченко гораздо менее патетичный Гермес (Иван Ткаченко), которому, собственно, в греческой мифологии и были позволены такие путешествия. Черный ангел надевал на Орфея золотую маску, в которой тот ничего не видел – в сегодняшней постановке герои обходятся без этого атрибута. В Аид Орфей идет с открытыми глазами, а после появления  Эвридики просто не встречается с ней взглядом (Мирошниченко изобретательно выстроил взаимодействие артистов, где девушка оказывается не только за спиной, но и на спине героя – и все же Орфей «не видит» свою жену). Потеря Эвридики, смертельная встреча с вакханками – тут история осталась прежней. На своем месте и Аполлон (Никита Талалаев), оплакивающий певца.

 

Художница Альона Пикалова и художник по свету Алексей Хорошев создали на сцене два контрастных мира. Мир земной – с ясным голубым небом, со старым деревом, усыпанным молодыми ветвями, с ясным солнцем Греции, под которым, кажется, не может быть бед и несчастий – из этого мира Орфей отправляется в дорогу с Гермесом и в него возвращается и погибает. Мир мертвых – серо-черный, с мрачным промежуточным занавесом, со стелющимся дымом, с пространством, чьи пределы теряются в тенях и потому оно кажется безграничным, – здесь Орфей встречает сначала эриний, мучающих грешников, а затем правителей подземного царства (Аид и Персефона восседают на массивной скале). Татьяна Ногинова, занимавшаяся костюмами для спектакля, вторит своим коллегам: легкие белые одежды у живых греков, странные «безграничные» (или кажущиеся таковыми в полутьме) наряды несчастных душ. Оба мира так несхожи, что мгновенная перемена декорации заставляет вздрогнуть – как, собственно, любое соприкосновение человека с потусторонним.

Алексей Мирошниченко, взявшись рассказывать древнегреческую историю, идеологически последовал за основательницами танца модерн, что именно отсутствием греческой свободы классический балет и попрекали. Нет, конечно, пермские артисты не танцуют теперь босиком, но хореограф обошелся без балетных трюков как таковых. В «Орфее» нет не то что фуэте или большого пируэта – отсутствует практически вся трюковая азбука. Царствует выразительная пластика, в дуэте – божественная координация, танец настаивает на своем праве быть лирической песнью, не прерываемой восклицательными знаками-аплодисментами. Занятно, что самыми «привычными» в этом балете оказываются эринии, кружащие вокруг сломленных, прижимающихся к земле грешников: стопы остро вбиваются в пол, ноги идут высоко наверх, вот они-то знают, что смертоносны и готовы соревноваться меж собой, кто круче (Ольга Завгородняя, Екатерина Полещук, Елизавета Ульяненко – прекрасный ансамбль). В истории же про главных героев дух соревнования, привычный для современного балета, блистательно отсутствует – и тем спектакль радует несказанно. Каждое движение артистов отвечает музыке, и надо сказать, что оркестр, ведомый Владимиром Ткаченко, с балетной труппой взаимодействует образцово. Не предавая Стравинского ни в одном такте, музыканты и танцующим не мешают – все вместе делают одно дело и осознают это.

 

В спектакле очень эффектно сделана смерть Эвридики: порыв ветра в промежуточном занавесе – и она буквально исчезает на глазах у Орфея и пораженных зрителей. Громоподобность несчастья выражена в позе несчастного певца. Он мгновенно падает на колени перед Гермесом, пытаясь выпросить второй шанс. Бог надменно удаляется – и в следующей картине мы видим Орфея вновь под голубыми небесами земного мира, и певец еще более несчастен, чем до путешествия. Сцена с вакханками промелькивает быстро: вот только раздраженный шумом Орфей кинул наземь их священный кубок, и вот уже женщины с удовольствием тычут в него, лежащего на земле, копьями. Прощальное «слово» Аполлона также невелико – ему не поставлено полноценного монолога. Но это решение понятно:  хореограф просто подчеркивает, что на самом деле история закончилась в момент, когда Орфей обернулся. Все остальное (и его смерть) – это только формальности.

Алексей Мирошниченко не случайно взял себе ХХ век: сочиняя новые тексты и придумывая новые движения, он не стремится к новизне радикальной – той, что может показаться разрушительной. Его искусство тесно связано с балетной традицией и с историей культуры вообще (недаром он совсем недавно поставил «Сильвию», где действие происходило в древнем Риме, а сейчас вспомнил про древнегреческий миф). При этом «традицию» он понимает широко, и балеты дягилевской антрепризы ему не менее милы, чем шедевры императорского театра. Вот оттуда, из начала ХХ века, где Фокин мечтал о балетах без трюков, и растут корни балета-лирической песни. Редкий жанр, новому появлению которого можно только порадоваться.

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев