Тюляк, друг Садко События

Тюляк, друг Садко

На сцене театра им. Н. Сац в рамках фестиваля "Видеть музыку" состоялись гастроли оперной студии Казанской консерватории с национальной оперой Назиба Жиганова «Тюляк»

Несмотря на статус Жиганова как национального классика, его вклад в развитие культуры Руспублики Татарстан, включая основание Казанской консерватории, эта опера долгое время находилась вне репертуара, и лишь два года назад была возрождена в новой редакции дирижера Рината Халитова.

Тюляк — по сути духовный преемник Садко, но гораздо скромнее и вместо личных целей преследует общественные, становясь в первые ряды битвы булгар с монголами. В отличие от большинства исторических опер, здесь в либретто лирика и эпос примерно в равном соотношении. Главные темы — это традиционный конфликт между долгом и чувством. Сводные братья, Тюляк (Ильгиз Мухутдинов) и Сартлан (Руслан Закиров), соперничают за руку Аембике (Айгуль Гардисламова), дочери Алимбек-хана, и за владение государством. Тюляк побеждает, но вынужден спасаться от мести Сартлана, который переходит на сторону монгол. Возле озера Асылкуль Тюляка завлекает в подводный мир русалка Су-Сылу, «водная красавица» (Сюмбель Киямова). Хотя Су-Сылу всячески склоняет Тюляка жениться на ней, тот не может наслаждаться мирной жизнью, когда наверху кипит сражение. Тяжка участь красавицы, которая превращается в туман, но ещё тяжелее Аембике, раненной в бою. Тюляк побеждает вражеские силы, утверждая превосходство булгар в патриотическом порыве.

Необходимо похвалить постановщиков за восстановление исторической национальной оперы и приобщение молодежи к татарской истории. Конечно, эпический киноролик о сражении булгар, показанный в начале, обещает гораздо больший масштаб действия, оказываясь затравкой, не получившей должного развития. Даже по меркам студенческой постановки действие лишено блеска, а мизансцены персонажей на заднем плане кажутся убедительной имитацией окончания «Ревизора». Но в узком пространстве сцены театра Сац вероятно по-другому бы и не получилось: определенно видна фронтальная организация актёрских групп Евгения Артамонова. При этом от костюмов Булата Ибрагимова как раз глаз не оторвать: тут и бархатные кафтаны, и меховые шапки и аквамариновые платья. Похоже, что именно в них ушёл весь бюджет. Доминантой сценографии становится видеоряд с пейзажами озёр и лесов Татарстана.

Те, кто ни разу не слышал музыки Жиганова, останутся довольны: опера достаточно колоритная, хотя и отличается чрезмерным закольцовыванием одним и тех же мотивов. Для данной постановки Альберт Шарафутдинов создал новую инструментовку, основанную на контрасте академических инструментов и народных — струнная думбра и тальян гармун (разновидность баяна).

В таких стесненных условиях исполнители – студенты и выпускники Казанской консерватории взяли юношеским энтузиазмом и искренностью. Тюляку и Су-Сылу достались самые проникновенные моменты оперы, и их тембры сливались в органичные дуэты. В противовес им, Сартлан излучает зависть и злобу (рисунок его вокальной партии построен на чередовании ариозных эпизодов и разговорной речи).

«Тюляк» предназначен в первую очередь для подрастающего поколения, как в общем и все исторические оперы. Именно это символизирует парень в современной одежде, в начале и в конце спектакля перелистывающий книгу и рассказывающий нам эту легенду.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.