Тюменскому оркестру повезло? События

Тюменскому оркестру повезло?

Тюменский филармонический оркестр открыл свой восьмой сезон с новым главным дирижером

Мы живем в нелегкие времена, когда некоторые оркестры и театры «обезглавливаются»: Большой театр, Госоркестр, РНО – судьба этих и других коллективов находится пока в подвешенном состоянии. И все директора в один голос говорят о том, что выбрать нового главного дирижера крайне трудно. Вместе с тем, публика активно обсуждает ключевой вопрос: много ли у нас достойных музыкантов, которые заслужат авторитет у знаменитых оркестров и, самое главное, будут ли они интересны слушателям?

Процессы смены власти в оркестрах происходят преимущественно в столице: кстати, не всегда по современным идеологическим причинам. Однако и регионы не становятся исключением – география потребности в хороших дирижерах шире, чем нам кажется. В такой ситуации, например, оказался симфонический оркестр в Тюмени, о котором в последнее время практически ничего не было слышно.

Восемь лет назад Тюменский филармонический оркестр основал талантливый и профессиональный дирижер, опирающийся на лучшие традиции советской школы, Евгений Иванович Шестаков – «путеводная звезда в мир музыки», как называли его музыканты и публика. К несчастью, маэстро ушел из жизни в 2020 году, не справившись с коронавирусом. Именно он смог за короткий срок собрать оркестрантов, многие приехали из разных городов и с удовольствием остались жить и работать в Тюмени. Оркестр знала и московская публика – с ним сотрудничал, например, Фонд Елены Образцовой, вместе они сделали юбилейный концерт Зураба Соткилавы в Большом зале консерватории, но и не только.

На смену Евгению Шестакову ощутимо требовался молодой и энергичный лидер. По счастливому стечению обстоятельств оркестру свыше никого не навязывали, музыканты пару месяцев назад сами выбрали себе нового художественного руководителя по взаимной симпатии и всего лишь после одного совместного концерта. Им стал Юрий Медяник – опытный и уже широко известный дирижер, а также мультиинструменталист-виртуоз. Немаловажно, что он обладает полным набором качеств, которые могут позволить ему удачно и «громко» развивать оркестр: коммуникабельность, дружеские связи, медийность.

Все перечисленные выше достоинства важны, но Юрий Медяник сочетает их с более ценными свойствами личности – талантом и профессионализмом. В этом можно было убедиться еще раз на первом большом выступлении маэстро с Тюменским  филармоническим оркестром.

Для открытия VIII симфонического сезона Концертном зале имени Юрия Гуляева Тюменской филармонии дирижер и музыканты выбрали русский классический репертуар: музыку Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Лядова. Безусловно, сразу же чувствуется претензия на высокую планку – многим эти сочинения знакомы от первой до последней ноты, а сами партитуры насыщены интересными техническими и интерпретационными трудностями.

Например, симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» Мусоргского, прозвучавшая в самом начале концерта, с первых тактов продемонстрировала взаимопонимание дирижера и музыкантов: они отлично ориентируются на его емкие жесты, эмоционально и с азартом воспринимают долю импровизационности, возникающую по ходу развертывания драматургии. «Полетная» звукоизобразительность у струнных, трели флейт, мощные возгласы меди: все это было сыграно точно, а также подчинялось, судя по всему, понятным для музыкантов смыслам.

Коллектив весьма молодой, грамотный, ими движет огромное желание работать и по-настоящему делать музыку, но, есть и некоторые нюансы: техническая подкованность (действительно, огрехи были минимальными), не всегда согласуется с яркостью интерпретации. Исполнительская аккуратность, в чем-то напоминающая школьную старательность, приуменьшает творческие риски – а это должно быть самым интересным и живым в прочтениях.

Во втором отделении прозвучала «Богатырская» симфония Бородина в авторской редакции, реконструированной музыковедом Анной Булычевой. Такой вариант отличается от привычного усилением трагической сферы: восстановленная партитура звучит свежо и «сдувает» с культовой симфонии пыль советской церемониальности. В исполнении вроде бы все было на месте: и ощущение формы, и внутренних связей музыкального материала. Но, вместе с тем, во время прослушивания не покидало ощущение, что нужный «градус» исполнения будет вот-вот достигнут, но этого не происходило. Конечно, потенциал оркестра не оставляет сомнений – в скором будущем «придраться» к ним будет гораздо сложнее и даже неуместнее.

Менее крупные и не столь концептуально усложненные симфонические полотна Тюменскому филармоническому оркестру удались на сто процентов – именно на них была сделана ставка при составлении программы. «Кикимора», «Волшебное озеро» и «Баба-Яга» Лядова в исполнении оркестра можно было легко стилистически отличить от фрагментов из «Золотого петушка» и «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Здесь чувствовалась филигранная работа дирижера с мельчайшими деталями оркестровки – поскольку стилистические грани, как мы знаем, весьма тонки.

Делаем вывод и отвечаем на «титульный» вопрос: Тюменскому филармоническому оркестру повезло обрести нового главного дирижера в лице Юрия Медяника. Показательна в этом смысле первая реакция публики: «Он создал для нас потрясающий праздник». Это правда, поскольку финальные овации не заканчивались! Кстати, до одновременно северной, но солнечной и уютной Тюмени из Москвы на самолете лететь чуть больше двух часов – определенно, сейчас формируется новая притягательная точка на российской музыкальной карте.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди