У ног Теодоры События

У ног Теодоры

Под конец 2021 года оркестр Il Pomo d’Oro под руководством Максима Емельянычева отправился на гастроли по пяти городам Европы с ораторией Генделя «Теодора». Концертное турне с международной командой солистов и «шоураннером» проекта Джойс ДиДонато в роли Ирены с триумфом стартовало в австрийской столице.

У «Теодоры» (или в русской тран­скрипции «Феодоры») Генделя, поздней оратории композитора, трудная, но оптимистичная судьба. Оратория абсолютно не заинтересовала современников, но зато обрела триумфальную жизнь в ХХ веке – как на концертных подмостках, так и на оперной сцене. Кроме звездных концертных исполнений «Теодора» славится как минимум тремя яркими театральными постановками: спектакль Питера Селларса на Глайндборнском фестивале, постановка Кристофа Лоя в Зальцбурге и постановка Стивена Лэндриджа в Театре на Елисейских Полях. Неуспех «Теодоры» при жизни автора, в то время, несомненно, главного композитора Англии, объясняется, вероятно, не только «глухотой» современников (с современниками это порой случается) или сопутствующими обстоятельствами в виде землетрясения, которое обрушилось на Лондон за неделю до премьеры, но и тем качеством, за которое «Теодору» так полюбили в ХХ веке: соединением ораториального и оперного начала. Популярность оперы в Англии к середине XVIII века резко пошла на убыль, а в «Тeодоре» мело­драматизм и лирическая поэтика музыкального языка заметно перевешивают морализаторский пафос сюжета.

И одним из главных носителей «оперности» в венском исполнении оратории стала Джойс ДиДонато, которая блистала на сцене с поистине царским достоинством – и вокально, и артистически. На ее лице лучше любого театрального грима отражались не только переживания героини, но и реакция на каждого из партнеров, включая хористов, с которыми она вступала в прямой сценический контакт, несмотря на отсутствие выстроенных мизансцен. Возможно, такое погружение в роль и партитуру (ДиДонато пела большую часть своей партии наизусть) объясняется тем, что на январь 2022 года в Ковент-­Гардене запланирована «Теодора» в постановке Кэти Митчелл с американской певицей в роли Ирены.

Джойс ДиДонато, безусловно, одно из главных лиц этого турне – не случайно именно ее портрет красуется на афишах Театра «Ан-дер-­Вин». Возможно, ей театр обязан и тем, что билеты на «Теодору» были полностью выкуплены за несколько месяцев до концерта – публику не смутили ни меняющиеся ежедневно ковидные ограничения, ни надвигающийся на Австрию локдаун. Встреча ДиДонато с оркестром Il Pomo d’Oro под руководством Максима Емельянычева в оратории Генделя – продолжение более чем удачного сотрудничества: два года назад музыканты выпустили совместный диск с ораторией Генделя «Агриппина», который был номинирован на «Грэмми» и стал лауреатом премии Gramophone 2020 года. Но кроме опыта совместных выступлений, наград и признания критики в этом музыкальном содружестве, вне сомнений, речь идет об удивительном совпадении творческих темпераментов. ДиДонато не раз в интервью говорила о том, что Гендель для нее – особая статья, ее музыкальная опора, как вокальном, так и в артистическом смысле. Хотя бы раз в год ей просто необходимо петь Генделя. И Il Pomo d’Oro с Максимом Емельянычевым за клавесином и за дирижерским пультом с первых тактов погружается в чудо совместного музицирования (отдельное удовольствие на концерте – наблюдать за тем, как улыбались друг другу и дирижеру участники этого интернационального оркестра, особенно ярко сиял лютнист). Под руками Максима Емельянычева с первых тактов этот опус превращается в «ораторию радости» – с высвеченным тембральным разнообразием, отточенностью и изяществом фразировок, живым движением и в то же время ритмической упругостью и цельностью партитуры. Выразительны и точны драматургические контрасты бойкой музыки римлян и возвышенного стиля хоров и арий гонимых христиан (один из блестяще проведенных номеров – сложный полифонический хор He saw the lovely youth). Несмотря на духоту и жару в переполненном зале (по просьбе интенданта театра публика послушно весь концерт просидела в плотных масках), исторические инструменты достойно выдержали температурный режим, не «разъехавшись» и не потеряв строй и яркую окрашенность звука.

Сюжетные перипетии оратории Генделя на либретто Томаса Морелла о гонении первых христиан и любви мученицы Теодоры и обратившегося в христианство римского солдата Дидимуса несколько шире романтическо-­морализаторской повестки – это еще история о жесткости и милосердии, о преданности и терпимости. Любовную пару на сцене представляют американская сопрано Лизетт Оропеза (Теодора) и контратенор из Франции Поль-­Антуан Бено-­Джиан (Дидимус). Оба солиста хорошо известны публике по ярким фестивальным постановкам и выступлениям на главных оперных сценах, и все же в подлинной мере оценить их мастерство удалось лишь в последних сценах оратории. Лизетт Оропеза – обладательница нежного лиричного сопрано, ей свой­ственны и вокальная уверенность, и взволнованный трепет, возможно, слегка выбивающийся из генделевской стилистики. Поль-­Антуан Бено-­Джиан большую часть времени отражал весь спектр страданий не столько в голосе, сколько на лице, но к финалу в нежнейшем прощальном дуэте обреченных на смерть влюбленных оба солиста достигли той степени человечности, достоверности и интонационной точности, которая запечатлена в музыке Генделя. Неумолимую жестокость в лице римского наместника Валента убедительно воплощал на сцене роскошный американский баритон Джон Чест, с чуть резковатым, но очень крепким и внятным вокалом.

Но подлинными героями оратории в этой интерпретации стали, по сути, второстепенные персонажи – римский офицер Септимий (американский тенор Майкл Спайрз) и подруга и соратница Теодоры Ирена (Джойс ДиДонато). Майклу Спайрзу, с его мягким лирическим тенором, блестяще удается все: и виртуозные быстрые пассажи, и развернутые, изматывающие арии. В отличие от Дидимуса, Септимий не является воплощением ни героизма, ни жертвенной любви – он всего лишь сочувствует своему другу и его возлюбленной. Но, возможно, именно благодаря теплому тембру Спайрза и его безупречному музыкальному вкусу этот персонаж неожиданно укрупняется и выступает на первый план как символ милосердия, толерантности и терпимости, которая сегодня, кажется, как никогда в цене.

Другим сюжетным центром становится Ирена в исполнении Джойс ДиДонато – певица передает своей героине царственное достоинство и стать: в зеркале ее стойкости и преданности мучения и переживания подруги приобретают еще большее значение и масштаб. И «плач» Ирены в начале третьего акта становится смысловой кульминацией оратории.

Нужно отдать должное венской публике: несмотря на то, что все арии и дуэты встречались шквалом благодарных аплодисментов, по шкале громкости и продолжительности можно было понять, что зал абсолютно точно оценивает музыкальное и артистическое попадание каждого номера. Звездную компанию музыкантов ожидают еще четыре концерта в разных странах Европы, но по стоячим овациям после окончания оратории абсолютно очевидно, что первый рубеж взят: Вена пала к ногам Теодоры.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»