У ворот гусли вдарили События

У ворот гусли вдарили

Гастрольный проект «Русских гуслей волшебных перезвон» проехал по городам России

Сказители, поющие вещие песни, Садко, услаждающий новгородских купцов, – образ гуслей неизменно ассоциируется с былинными героями, русским фольклором, архаичными временами. Белгородский академический русский оркестр Белгородской государственной филармонии задался целью расширить, а где-то даже опрокинуть эти клишированные представления. И собрал в программе сочинения, где гусли звончатые помещены в современный контекст. Проект уже на стадии создания вызвал интерес оригинальностью и актуальностью подхода и потому получил поддержку Минкультуры РФ. Охват действительно всероссийский: старт состоялся во Владимирской филармонии. После оркестр выступил в Рязани, Чебоксарах, в поселке Ишеевка Ульяновской области, Тольятти, Кузнецке, Пензе, Воронеже, Курске. Не остались обделенными и жители Белгородской области. Кроме концертов во время этого мощного вояжа проходили творческие лаборатории с участием оркестра и исполнителей на гуслях звончатых и творческие встречи с солистами и главным дирижером оркестра, художественным руководителем Белгородской филармонии Евгением Алешниковым. По его словам, к гастролям готовились основательно. Сшили новый комплект концертных костюмов, да не простой, а дизайнерский, с модной сейчас асимметрией и расцветкой в духе гжельской росписи.

Русский народный оркестр обладает своими оригинальными колористическими возможностями, и программа была составлена так, чтобы максимально раскрыть все богатство красок инструментов. Полонез Василия Андреева мыслился как торжественный пролог: это сочинение классика жанра воспринималось почти как аналог Полонеза из «Евгения Онегина» – яркое, динамичное, создающее праздничное настроение.

Герои русских сказок и образы природы – эти темы главенствовали в произведениях первого отделения. Посвист соловья (бывают и такие инструменты в оркестре!) открыл Концерт №2 «Русская сказка» петербуржца Константина Шаханова. Композитор не просто присутствовал в зале, но и оказался исполнителем-мультиинструменталистом, поразившим публику владением и гуслями звончатыми, и окариной, и жалейкой. Артист менял костюмы, выходил в разных образах, что также помогало погрузиться в мир фольклорных сюжетов. Для частей концерта Шаханов выбрал такие знакомые с детства названия, как «В некотором царстве», «Василиса Премудрая», «Сивка-бурка». Но не стоит думать, что композитор стремился к иллюстративности: напротив, разнообразие жанровых ассоциаций – от плясовой до этно-рока с «игривыми» синкопами – давало простор воображению. Были в этой музыке и поэтические моменты, и фантастические, когда зал замирал, вслушиваясь в мерцающие звуковые блики. Оркестр под управлением Евгения Алешникова способствовал полету фантазии, настолько продуманны были контрасты – и динамические, и темповые. А в кульминациях, когда домры и балалайки начинали соревнование в виртуозности, дух захватывало от невероятных скоростей.

Кстати, эту партитуру оркестр собирается издавать на средства гранта, приложив к нотам компакт-диск с файлами оркестровых партий. Популяризируя тем самым новую яркую музыку.

Королевой концерта стала московская артистка Ольга Алексеева: ее тонкая вдохновенная игра заставила забыть, что гусли звончатые – инструмент с ограниченным звукорядом и диапазоном. Безусловно, сыграло роль и искусство аккомпанемента Белгородского академического русского оркестра и Евгения Алешникова, который сделал все, чтобы солистка предстала в самом выгодном свете. Тихой кульминацией вечера стал сольный выход Ольги Алексеевой с лирической пьесой собственного сочинения «Маленький принц».

Еще одной важной линией вечера стала тема родины. Ей были посвящены сюиты «Русь» Шаханова и «Сказ о Белогорочке» Николая Бирюкова, которого объявили как официального композитора Белгородской филармонии. Действительно, создан прецедент, благодаря тому, что статус профессии «композитор» теперь официально узаконен, и творцы могут работать, наконец, не числясь лекторами или библиотекарями.

Также во второй части вечера прозвучали обработки народных песен. «Ходила младешенька» Веры Городовской запомнилась проникновенным диалогом солирующих гуслей и оркестра, а в напев «Ты дума моя, дума» Константин Шаханов придумал ввести тембр окарины, колоритно сочетавшийся с тремоло домр и рок-интонациями оркестра.

Гусли звончатые в этой программе не только выступали как символ русского мира, но стали еще и средством межкультурного общения, средством погружения в фольклорные мотивы других стран и народностей. «Кельтские танцы» Шаханова впечатлили разнообразием тематического материала и стилевых наслоений. Эстрадные ритмы, фьюжн, неоклассика, своей остинатностью вводящая в транс, – композиция яркая, и ее отлично провел молодой дирижер Михаил Токаев. Дело в том, что Евгений Алешников как президент Ассоциации дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов растит и поддерживает молодежь, и Михаил Токаев вполне оправдал доверие.

А затем оркестр пригласил публику в «Кругосветное путешествие». Его автор, Александр Цыганков, причудливо соединил японские, неаполитанские песни с нашей «Калинкой», и диатоника плавно сменялась пентатоникой.

Завершился концерт лихой «Фантазией на три русские темы» Шаханова (где автор процитировал песни «У ворот гусли вдарили», «Ты воспой в саду, соловейко» и «Вдоль по морю синему»). Слушатели устроили стоячую овацию, оценив мастерство, художественный вкус, с которым была выстроена программа. Откликаясь на горячий прием, белгородцы сыграли на бис фольклорный хит «Березничек», где солировали Ольга Алексеева (гусли звончатые), автор, герой вечера Константин Шаханов (гусли звончатые альтовые) и артист оркестра Вячеслав Рыбцов, выскочивший на авансцену с настоящей косой. Такого видеть раньше еще не приходилось. Его зажигательное соло стало эффектной точкой вечера, подарившего людям ярчайшие эмоции и впечатления.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»