Угадай концепцию События

Угадай концепцию

«Черешневый лес» побаловал отборной черешней и премьерой оперы «Отелло» Верди, которая подвела итог 100-му сезону Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Верди – один из постоянных композиторов в афише театра. Причем в разные годы ставились нешаблонные названия, такие как «Ломбардцы», «Эрнани», совсем недавно «Макбет». Теперь местную вердиану пополнил «Отелло». Опера хотя и на слуху, но идет гораздо реже, чем знаменитая триада 1850-х – «Риголетто», «Травиата», «Трубадур». Причины понятные: партия главного героя относится к сложнейшим в теноровом репертуаре, специалисты советуют к ней приступать в зрелости, чтобы не остаться ненароком без голоса.

В МАМТ эту проблему решили и вовсе радикально: Арсен Согомонян долгое время пел баритоном, но теперь «открыл» в себе тенора и замахнулся на «Джузеппе нашего Верди», а заодно и на «Вильяма Шекспира», поскольку все главные идеи трагедии великого британского драматурга сохранены и приумножены в опере. Согомонян, в гриме внешне напоминавший Паваротти, в красках голоса не был столь обаятелен, хотя надо отдать должное – технически все спел «на отлично». Наверное, дискуссию о тембральных качествах артиста можно было бы не начинать, если бы они были компенсированы харизмой и темпераментом. Но, увы, всю первую половину спектакля и Согомонян, и остальные солисты «разогревались», и действие до антракта шло вяло и безынициативно.

Не спасло положение даже то, что на партию главной героини театр выставил одну из лучших сопрано мира – Хиблу Герзмаву. Она победно появилась на лестнице-трапе, но в дуэтной сцене в конце первого акта только примерялась к будущим победам.

Ее Дездемона – это уверенная в себе, не привыкшая спускать мужчинам их внезапные причуды светская львица. Ревность Отелло она поначалу не воспринимает всерьез: пытается заигрывать с ним, настаивать на прощении проштрафившегося лейтенанта Кассио, игнорируя все вспышки грубости. Тем ярче контраст финальной сцены, когда Дездемона поет песню об иве и молится, и голос Хиблы Герзмавы передает все оттенки печали и меланхолии, в которые погружена ее героиня. В конце этой сцены всегда ждешь момент прощания Дездемоны с Эмилией, и Хибла не разочаровала, вложив в эту реплику всю силу безнадежной горечи осознания неизбежности близкой развязки.

Третий герой, в некоторых постановках выходящий на первый план, – это Яго, гений интриги и злодейства. Баритон Антон Зараев пока вживается в характер своего персонажа: прямодушный облик этого певца, столь уместный в русских операх и неплохо смотрящийся в немецкой романтике, в данном случае оказывается «не в тему». Зараев больше «играет в злодея», старательно следуя рисунку роли, начертанному режиссером. Ему часто не хватает нервической импульсивности, «сжигающей изнутри» злобы, которые присущи Яго. Знаменитое «Credo» у него выходит слишком философско-отстраненным, тогда как здесь Яго дерзко бросает вызов не только всему человечеству, но и Творцу. К финалу оперы Зараев воспламеняется, и его смех над поверженным Отелло в конце третьего акта уже воспринимается более естественно.

Если к главной троице нашлись претензии, то кастинг второстепенных персонажей, напротив, порадовал. Свежий и сочный голос Ларисы Андреевой сделал Эмилию не бледной тенью Яго, но вполне самодостаточной особой, вступающейся за честь хозяйки. Как всегда, великолепен и актерски убедителен Роман Улыбин в роли венецианского посла Лодовико. Жаль, что Яго – чисто баритоновая партия, а то бы такая «злодейская» внешность выстрелила «в десятку»… Был обаятелен в образе любимца женщин Кассио Владимир Дмитрук.

Арсен Согомонян – Отелло и Хибла Герзмава – Дездемона

Когда открылся занавес, и хор, встречая Отелло, взывал о заступничестве перед стихией, можно было порадоваться, что слухи о дисбалансе с оркестром, о плохом ансамбле (циркулировавшие после первого показа) не оправдались. На третий день все звучало выверенно и точно, а кипевшие страсти не накрывали певцов: музыкальный руководитель постановки, дирижер Феликс Коробов уверенно держал штурвал и вел корабль столь же успешно, как и Отелло в начале оперы.

На «десерт» осталось обсуждение режиссерской концепции Андрона Кончаловского. Как человек кино, обладающий пониманием того, что зрительское внимание надо переключать и удерживать за счет событий, он постарался придумать какие-то драматургические ходы. Исходным пунктом стал тезис о том, что бесконтрольная тирания в итоге оборачивается против себя. Его Отелло, внутренне не сдерживаемый условностями культуры и цивилизации и привыкший безраздельно властвовать, в итоге разрушает свою личность и свою жизнь. Не так у Верди и Шекспира, которых в этой истории интересовали вопросы не политики, а деформации личности. В опере внезапное смещение Отелло с поста наместника на Кипре и передача его кресла Кассио выглядит несколько немотивированно. Но у Кончаловского на этом моменте выстроена вся интрига. Первая половина оперы разворачивается в квази-исторических рамках эпохи Возрождения: герои одеты в роскошные костюмы итальянских вельмож. А когда хор киприотов славит Дездемону, то створки задних кулис внезапно раскрываются, и мы в проемах видим идиллическую картинку сада с цитрусовыми деревьями (прием, чем-то напоминающий сценографию фильма-оперы «Отелло» Дзеффирелли).

После антракта действие внезапно переносится в другую эпоху. Герои на глазах у публики скидывают камзолы, под которыми обнаруживаются военные галифе, и надевают мундиры. На сцену выезжает огромный постамент с бюстом, черты которого отдаленно напоминают Муссолини, и все последующие события разворачиваются под его пристальным взором. В момент развязки бюст разворачивается на 180 градусов, затылком к залу, и алое зарево заливает просветы в створках задника, вызывая многообразные ассоциации.

Режиссерски все сделано ясно, сценографически эффектно, хотя и не слишком убеждает: прямолинейные политические аллюзии (как тираны типа Гитлера или Сталина убивали своих жен) не очень вяжутся с сюжетом о великом ревнивце.

Но для любителей оперы МАМТ в эти дни приготовил сюрприз: в Атриуме была развернута персональная выставка главного художника театра Владимира Арефьева, превратившего это пространство почти в гаррипоттеровскую «выручай-комнату». Ему удалось смешать эпохи и стили, поместив в бамбуковые заросли спектакля «Так поступают все» верблюда из «Похищения из сераля», а над громадными разложенными на полу люстрами из «Войны и мира» подвесить гигантские вентиляторы из «Обручения в монастыре». Зрители бродили между этими артефактами, вспоминали, из какой постановки что взято, и, как дети, наслаждались этим импровизированным квестом. Пожалуй, это и стало самым сильным впечатлением от похода на «Отелло».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди