Музей-усадьба «Поленово» – уникальное пространство, в котором культурные, просветительские и семейные традиции, заложенные Василием Дмитриевичем Поленовым больше ста лет назад, чудом выжили, несмотря на все катаклизмы XX века. Летний международный фестиваль искусств, проходящий тут уже в четвертый раз под руководством правнучки художника, директора музея Натальи Поленовой, – один из примеров новой жизни старых традиций. В этом году особый акцент в фестивальной программе был сделан на музыкальную часть (Поленов сам был большой меломан и пробовал себя в качестве композитора, в 1906 году в Большом зале консерватории прозвучала его опера «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова), а в качестве куратора выступила музыкальный критик Елена Черемных.
Соединить расслабленно-курортную атмосферу, растекающуюся между туристическими автобусами и набережной реки Оки, с приличествующим «гению места» интеллигентным репертуаром – задача непростая, но увлекательная. Одними концертами дело не ограничилось. Шесть фестивальных уик-эндов с 22 июня по 28 июля были заполнены многочисленными лекциями, из которых можно было узнать про дореволюционную музыку русских дач или про советский этап здешней жизни, когда поленовская усадьба служила домом отдыха для артистов Большого театра. Еще одно направление – детские мастер-классы, на которых, например, медиаменеджер Московской филармонии Мария Холкина выращивала юных СММщиков, а композитор Николай Хруст – юных сочинителей новой музыки.
Некоторые концертные программы, требующие рояля и естественной акустики, проходили в небольшом концертно-выставочном зале «Город мастеров». Там Алексей Гориболь сыграл свою главную музыку последних двух сезонов – фортепианный цикл «Буковинские песни» Леонида Десятникова. Там же случилась эпохальная встреча поленовского балагана и Большого театра новейшего времени. Дело в том, что еще одна живучая местная традиция – постановка в конце лета большого, красочного спектакля с участием непрофессиональных артистов самых разных возрастов (в этом августе сыграли «Пиноккио» в авторской версии праправнучки Поленова Анны Алямовой). Музыку к этим спектаклям в 70-е годы прошлого века писал композитор Анатолий Александров, а последнее время пишет Петр Поспелов. И вот четверо солистов Молодежной программы Большого театра спели своими поставленными голосами целую подборку номеров из поленовского балаганного репертуара (а в нем есть и арии, и дуэты и даже квартет), а весь зал им тихонечко подмурлыкивал. Особенно хорошо вышла песня Черного кота в исполнении контратенора Михаила Широченко.
Но самыми важными пунктами программы являются концерты (бесплатные, как все остальные события фестиваля) на уличной сцене, где помещается довольно много народа самой разной степени подготовленности. Среди публики можно было встретить и известного московского дирижера, у которого дача по соседству, и специально приехавших из Москвы меломанов, и случайных, проходивших мимо по парку туристов, и мельтешащие компании детсадовского возраста, и даже грудных младенцев. Им всем предлагали огромную, неожиданную, но совсем не страшную панораму музыки, максимально удаленную от компромиссной поп-классики, в незасушенном, очень качественном исполнении. Среди участников фестиваля – хор «Интрада», сопрано Наталья Петрожицкая и баритон Дмитрий Зуев из Театра Станиславского и Немировича-Данченко, баянист Айдар Салахов со своим трио «Elegato» (плюс скрипка и контрабас). Московский ансамбль современной музыки очередной раз продемонстрировал, что он может заинтересовать практически любую аудиторию. На одной сцене ему пришлось соперничать с такими эффектными персонажами, как фолк-певец Сергей Старостин и перкуссионист Петр Главатских. Но МАСМ сдюжил – конечно, усилив присутствие спасительно-тонального минимализма в своей программе из музыки XX и XXI веков. С другого берега Оки приплыли на кораблике оба коллектива дирижера Ивана Великанова – ансамбль ренессансной музыки Alta Capella, поражающий диковинной лютней и менестрелевскими костюмами, и Тарусский камерный оркестр, усиленный барочными духовыми инструментами под управлением Филиппа Ноделя. Разглядывание инструментов и занимательные исторические экскурсы маэстро Великанова существенно укорачивали дистанцию между современными слушателями и музыкой нескольковековой давности. Лес, холмы, Ока, сказочно-фахверковые постройки Поленова, Европа и Россия, прошлое и настоящее – весь этот цельный мир становился еще полнее и устойчивее.