Умереть человеком События

Умереть человеком

Премьера балета-голограммы Кирилла Симонова «Двухсотлетний человек» в Театре имени Н. И. Сац завершила футуристическую трилогию «Я, робот»

Год назад художественный руководитель театра Георгий Исаакян решился начать серьезный и новый в нашем музыкальном театре разговор о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. Первая часть, AR-опера Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по мотивам одноименного романа Виктора Пелевина, была выпущена в конце сезона 2021/2022 и уже стала лауреатом Национальной оперной премии «Онегин»; вторая – компьютерная драма «Она» по сценарию Спайка Джонса – появилась в декабре 2022 года.

Футуристическая трилогия – это, во-первых, именно концепт, а уже во-вторых – новые технологии (использование виртуальной и дополненной реальности). Год назад на опере Комольцева некоторые зрители оживленно обсуждали, удалось ли овладеть нужными кнопками и рассмотреть виртуальные «добавки». Привыкли быстро (как и ко всем девайсам) – и сосредоточились на сути послания создателей спектакля его зрителям.

Повесть Айзека Азимова (1976) – вероятно, первый художественный текст, в котором проблемы взаимоотношений человека и робота встают именно в этическом аспекте (притом что три закона робототехники сформулированы еще в знаменитом «Хороводе» 1942 года, вошедшем в сборник «Я, робот» 1950 года, – его название и стало заголовком нынешней трилогии). Сохранив один их главных акцентов первоисточника – стремление робота стать человеком, обрести чувства и эмоции, – либреттист и режиссер-постановщик Георгий Исаакян обострил историю, придал ей дух спонтанности и театральности. У Азимова робот Эндрю Мартин встает перед выбором «человечность и смертность – бессмертие». В 198 лет он выбирает между «смертью тела и смертью надежд и стремлений» и спокойно говорит: «Мне осталось жить год – немногим больше, немногим меньше. Но до своего двухсотлетия я доживу». В спектакле робот умирает в один из кульминационных моментов жизни: он танцует с Правнучкой Маленькой Мисс, а в это время на голографическом заднике (прошлое) молодой Эндрю танцует с самой Маленькой Мисс. Старый робот окончательно превращается в человека – возможно, даже единственного человека на сцене, потому что «живых людей» 2100-х почти не отличишь от роботов! И умирает Эндрю точно так же, как сто с небольшим лет назад его хозяин, Сэр: диван, чашка кофе, любящая семья и нестерпимый кашель.

Описанный эпизод – частный (и самый яркий) случай использования технологии фотограммметрии, при которой множество фотографий объекта переводятся в анимированную 3D-модель. В спектакле за эту технологию отвечает Илья Шушаров. В описанной ключевой сцене танец-воспоминание то буквально совпадает с танцем-реальностью, то контрастирует ему: голографическая реальность воспоминания, по определению, чуть идеальнее живой реальности сцены. Новые технологии весьма уместно и дозированно сочетаются со всем спектром «традиционных» возможностей (художники-постановщики – Анна Кострикова, Денис Сазонов).

В стремлении избежать «банального танца робота», уйти от буквальных соответствий и лобовых решений хореограф Кирилл Симонов предпочитает «неоклассический стиль», с сочетанием современной хореографии с пуантами. Сама атмосфера, да и просто физические размеры Малой сцены превращают действие в своеобразный «балет на ладони», в котором визуальные, мимические психологические связи персонажей становятся более разнообразными и подробными, чем это часто бывает в балетном театре. В каждый момент спектакля чувствуется рука оперного режиссера Исаакяна; возможно, иногда она даже отсекает некоторые хореографические подробности. Присутствуют и твердые формы классического балета – па-де-де и вариация. В частности, ряд сольных вариаций робота обозначают этапы его физических, нейронных и духовных изменений: железный человек (начало зарождения искусственной жизни) – осознание красоты окружающего мира (возникновение фрагментов объектов) – превращение робота в андроида – возникновение высокоразвитого позитронного мозга, в котором отображаются образы великого искусства, музыкальные инструменты, скульптуры. Другая ось спектакля – па-де-де Молодого Эндрю и Маленькой Мисс, Старого Эндрю и ее Правнучки.

В ансамблевом спектакле Исаакяна – Симонова тем не менее выделяется главное трио: Молодой и Старый Эндрю и Маленькая Мисс (она же – Внучка и Правнучка). 26 июня роль Старого Эндрю исполнил педагог-репетитор Олег Кожанов, и эта не очень сложная с чисто технической точки зрения роль – настоящее украшение спектакля. В интерпретации возрастного актера особое значение приобретают тонкие психологические и пластические нюансы. Убедительна и центральная пара Иван Титов – Анна Маркова. Вместе со взрослыми актерами в спектакле участвуют и воспитанницы Детской студии театра.

Музыку балета написал уже известный в России Габриэль Прокофьев, внук Пркфв; в 2019 году он, волею Георгия Исаакяна, стал соавтором Генделя в спектакле «Орландо. Орландо» на сцене «Геликон-оперы». Новая работа Габриэля Прокофьева обнаруживает, прежде всего, мастерство обращения с камерными составами (органично сочетаются акустические и электронные инструменты), соотношения целого и деталей. Вслед за сюжетом музыка движется по временам и стилям – хотя и не так прямо и детально. Однако в первом акте (значительная его часть охватывает первую половину XX века) есть отсылка к нововенской традиции (скорее даже не к «великой троице», а к музыке Эрнста Кшенека); во втором акте, вполне естественно, стилевой доминантой становится минимализм.

Внешняя, социальная сторона сюжета, довольно подробная у Азимова, в спектакле сведена к необходимому минимуму – нескольким видеоперсонажам. Первый – одна из основательниц U.S. Robots Сьюзен Келвин в исполнении Марины Перелешиной. Еще один – Судья (Александра Шитикова) – озвучивает сразу после смерти Эндрю вердикт Совета Земли: несколько десятилетий тяжб и исков – и робот признан человеком. Для этого ему нужно было всего лишь умереть.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой