Умницы и умники События

Умницы и умники

Обзор онлайн-программы фестиваля «Видеть музыку»

Общеизвестны громадные сложности организации масштабных культурных мероприятий, связанных с приездом и приемом крупных коллективов. Такое гигантское по размаху и количеству участников мероприятие, как проводимый Ассоциацией музыкальных театров фестиваль «Видеть музыку», успешно справлялось с трудностями организационными и финансовыми (благодаря поддержке Фонда президентских грантов), но даже в страшном сне никто из организаторов и участников не мог себе представить ту напасть, которая почти парализовала культурную и экономическую жизнь планеты в недобром 2020 году.

И тем не менее фестиваль «Видеть музыку», этот замечательный смотр музыкальных театров России, на который они привозили спектакли по своему выбору, «и себя показать, и других посмотреть», все же состоялся, хотя и в сильно урезанном формате. На выручку устроителям пришла техника ХХI века – возможность трансляции спектаклей онлайн. Их мы и попытаемся обозреть, сознавая при этом некоторую ущербность впечатления от увиденного на экране монитора по сравнению с очным просмотром.

Эта разница была особенно наглядна после «очного» просмотра спектакля «Умница» Карла Орфа Северского музыкального театра. Скромный сибирский театр выбрал для постановки и показа в столице редкую гостью на театральной сцене. Эта опера немецкого композитора (точнее, зингшпиль с обилием прозаических сцен) обманчива своей кажущейся простотой, как бы предназначена для детской аудитории; недаром она написана по сказке братьев Гримм. Однако творение Орфа сложно, многослойно и отличается сатирической интонацией и прозрачной антидиктаторской направленностью.

Постановщик «Умницы» Валерий Маркин, не уклоняясь от «сказочного» обличья произведения, решает его как своего рода философскую притчу о человеческих заблуждениях и пороках. Это «притчевое» решение отражено и в изобретательной сценографии Екатерины Чазовой (художник по костюмам – Светлана Чазова), и в манере актерской игры, и в общем стиле сценического действия, вроде бы – бытового, а в то же время – сказочного и условного. И актеры существуют и действуют в этом условном сказочном мире органично и выразительно. Наибольшая вокальная нагрузка приходится на саму Умницу; ее исполнительница Гульназ Абкадырова и поет хорошо, и образ создает, привлекательный своей двойственностью – одновременно бытовой и сказочный, почти мистический. Запоминаются и Закир Валиев – Король и Бродяги – Станислав Ганькин, Антон Завьялов и Рамиль Сафиуллин. Вообще, весь актерский ансамбль, как говорится, «выкладывается», выполняя непростой режиссерский рисунок своих ролей. Непонятной осталась функция образов Юноши и Девушки, гоняющихся друг за другом по сцене в течение всего спектакля.

Закир Валиев – Король, Гульназ Абкадырова – Дочь, Василий Терещенко – Охранник, артисты оркестра

Наконец, о музыкальной стороне зингшпиля. В ней Орф смешивает старинные баварские попевки с экспериментами в инструментовке, включающей множество ударных – трещоток, бубенчиков, колокольчиков, литавр и большого барабана. Интересно решение некоторых речитативов, идущих в точном ритме под аккомпанемент ударных. Задача донести своеобразие музыки Карла Орфа – яркой, новаторской – легла на плечи маленького оркестра, который под руководством дирижера Ольги Алёшиной вполне с этим справился.

Еще одна нечастая репертуарная изюминка – комическая опера Россини «Шелковая лестница» в постановке казахстанской столичной «Астана Оперы» – была вынужденно представлена в формате онлайн, достаточном, чтобы составить мнение о достоинствах изящного спектакля, который был поставлен на открытии малого зала театра, названного «Piccolo». Выбор этой оперы был точен: партитура «Шелковой лестницы» невеликого масштаба – камерный оркестр, отсутствуют хоры и массовые сцены, нагрузка ложится на исполнителей ролей, находящихся буквально «на носу» у зрителей, так как нет оркестровой ямы.

Режиссер спектакля Алла Симонишвили и сценограф Манана Гуниа (обе из Италии), учитывая жесткие условия сценической площадки, создали лаконичные декорации, разнообразив место действия движениями ставок с помощью «цанни», то есть слуг просцениума. Эти слуги стали органичной частью представления в стиле commedia dell’arte. Скромность постановочных средств сказалась и на лаконичности мизансцен, в силу чего спектакль по своему режиссерскому решению приближается к semi-stage, хотя и не переходит в эту форму.

Очаровательная музыка Россини требует адекватного исполнения вокальных партий и непринужденного изящества актерской игры. В спектакле казахских артистов эти качества особенно проявила обаятельная Жаннат Бактай в роли Джулии. Вместе с другими участниками симпатичного спектакля они составили удачный ансамбль, а дирижер Абзал Мухитдинов объединил их усилия добротным аккомпанементом небольшого оркестра.

Наиболее ярким и запоминающимся элементом спектакля «Любовь к трем апельсинам», представленного онлайн Самарским театром оперы и балета, стали красивые костюмы, изобретательно придуманные художником Натальей Земалиндиновой в стиле кубизма 1920-х годов и напомнившие постановки Таирова и Мейерхольда.

Хор САТОБ, солист – Георгий Шагалов. Фото: Антон Сенько

Калейдоскопичная красочность сценических костюмов возместила скромность сценографии Елены Соловьевой и режиссерского решения Натальи Дыченко. Среди удачно поставленных ею сцен есть и невнятные, как, например, важный эпизод попыток Труффальдино рассмешить Принца и последующего появления Фаты Морганы.

Насколько можно судить по трансляции, музыкальная сторона постановки – исполнение вокальных партий и оркестровых интермедий, в частности, знаменитого марша, – вполне удовлетворительна. Дирижер Евгений Хохлов проводит спектакль с подъемом, в хорошем темпе и чутком контакте с исполнителями.

Еще один казахский оперный театр – ГАТОБ имени Абая из бывшей столицы страны Алма-Аты – предложил следящим по интернету зрителям фестиваля свою постановку «Евгения Онегина». Бригада постановщиков – дирижер Канат Омаров, режиссер Ирина Лычагина и художник Карина Автандилова – создали масштабный спектакль с хорошим составом исполнителей. Удачен заглавный герой – Андрей Трегубенко, трогательна Татьяна – Клавдия Потемкина. Остальные персонажи справляются со своими вокальными задачами хорошо, а с актерскими – не без заметных усилий… Не всегда помогает им сценический костюм и грим. Так, странно выглядит на своем балу князь Гремин в шубе и цилиндре, с «пиратской» черной повязкой на глазу и страшным шрамом на щеке… Не менее экстравагантно выглядят в своей финальной сцене Татьяна – в зимнем пальто – и Онегин – в рубашке и жилетке…

Татьяна Ларина – Клавдия Потемкина, Евгений Онегин – Андрей Трегубенко

Если уж отмечать странности в постановке, то к ним можно отнести вторую картину, в которой Татьяна расположилась на ночь на траве в темном лесу или парке. Тем не менее она поет, что ей душно, и просит няню открыть окно, дать ей перо, бумагу, да стол придвинуть… С сожалением отметим также отсутствие в первой картине русской пляски с хором.

Единственным спектаклем, посвященным 75-летию Победы, явился «Небесный тихоход», поставленный впервые участвующим в фестивале Нижегородским Камерным музыкальным театром имени В.Т.Степанова. Этот мюзикл, написанный композитором Марком Самойловым по пьесе Алексея Яковлева и Вячеслава Вербина и поставленный впервые в 2005 году Исааком Штокбантом в петербургском театре «Буфф», предстал в спектакле нижегородцев совершенно преображенным. Авторской музыки осталось совсем немного, появилось новое либретто, написанное постановщиком – главным режиссером театра Сергеем Миндриным. И если прекрасные песни Василия Соловьева-Седого из одноименного кинофильма по-прежнему украшают и укрепляют музыкальную ткань спектакля, то его драматургия и композиция претерпели изменения не в лучшую сторону. Чужеродным представляется введение фарсовых сцен с немцами во главе с Бароном фон Клюге, которого артист Артем Брехов играет в балаганно-цирковой клоунской манере. В таком же стиле «немцы» запросто общаются с советскими летчиками, подчас «заражая» их своим комикованием…

Из исполнителей ролей наших воинов справедливо отметить командира полка – Сергея Перевозчикова, летчиков старшего лейтенанта Тучу – Сергея Попова, майора Булочкина – Владислава Бурцева. Они, а также симпатичные летчицы из женского полка бомбардировщиков Кутузова – Екатерина Шистерова и Светлова – Дарья Тюрина, журналистка Валя Петрова – Ольга Бакулина и военврач Елена Литвинова – Лада Карионова, создали собирательный героический образ советского воина. Противоречивое впечатление от спектакля Нижегородского театра не отменяет благодарности за искреннее желание отметить великую дату и энтузиазм всех участников постановки.

Фестиваль «Видеть музыку» продолжает преодолеть карантинные барьеры. Однако теперь ситуация не безнадежна: всемогущий интернет прорывает блокаду, и почитатели музыкального театра в любой точке мира получили возможность смотреть и слушать онлайн любимые оперы, оперетты и мюзиклы.

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».

Баттл по-русски: песня, сказка или рок События

Баттл по-русски: песня, сказка или рок

Три направления российского мюзикла представили в Москве конкурсанты «Золотой Маски»

Фэнтези про «Калинку» События

Фэнтези про «Калинку»

XVIII Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка России» завершился выступлением Белгородского академического русского оркестра

На Петропавловской отметелили Кармен События

На Петропавловской отметелили Кармен

В Перми состоялась премьера «Кармен» Бизе в редакции Константина Богомолова