27 августа 2022 года после тяжелой продолжительной болезни на 69-м году ушел из жизни главный режиссер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии народный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ, дважды лауреат премии «Золотая Маска» Кирилл Савельевич Стрежнев.
Сорок пять успешных лет в профессии и тридцать шесть во главе одного из лучших театров страны – это не работа, а дело всей жизни. А еще это целая эпоха авторской режиссуры в истории Свердловской музкомедии и отечественного музыкального театра…
Кирилл Стрежнев – коренной петербуржец, в 1977 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ныне – РГИСИ), курс Изакина Гриншпуна. Дипломный спектакль «Поздняя серенада» ставил под руководством Владимира Курочкина, после чего был приглашен в Свердловский театр музыкальной комедии в качестве режиссера-постановщика. В 1981 году вернулся в Ленинград, в Театр музыкальной комедии, которым в то время руководил Владимир Воробьёв. За 4 года работы осуществил три постановки и ряд постановок в театрах страны.
В 1986 году, без сожалений променяв Ленинград на Свердловск, принял предложение возглавить Свердловский театр музыкальной комедии, главным режиссером которого оставался до последнего дня жизни.
В списке постановок режиссера Кирилла Стрежнева 104 спектакля, из которых 59 – на сцене Свердловского театра музыкальной комедии, остальные – на сценах театров Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Ростова-на-Дону, Омска, Петрозаводска, Оренбурга, Краснодара, Чикаго (США).
Среди наиболее значимых режиссерских работ Кирилла Стрежнева – постановки в Свердловском театре музыкальной комедии: А.Затин, «Беспечный гражданин» (1987) и «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» (1988), И.Штраус, «Летучая мышь» (впервые в стране с оригинальным либретто, 1991), Л.Бернстайн, «Кандид, или Оптимизм» (1992), Л.Барт, «Оливер!» (1994), И.Кальман, «Княгиня чардаша» (1997), «Парк советского периода» (2003), Е.Кармазин, «Ночь открытых дверей» по мотивам Ч.Диккенса (мировая премьера в Екатеринбурге, 2004), А.Пантыкин, «Храни меня, любимая» (мировая премьера в Екатеринбурге, 2005), «www.силиконовая дура.net» (мировая премьера в Екатеринбурге, 2007) и «Мёртвые души» (мировая премьера в Екатеринбурге, 2009), Дж.Бок, «Скрипач на крыше» (впервые в стране с оригинальным либретто, 2011), В.Кобекин, «Белая гвардия» (мировая премьера в Екатеринбурге, 2012), И. и М.Дунаевские, «Весёлые ребята» (новая авторская редакция, 2015), Е.Загот, «Декабристы» (мировая премьера в Екатеринбурге, 2016), А.Журбин, «Орфей & Эвридика» (2017), Е.Кармазин, «Моцарт & Сальери» (мировая премьера в Екатеринбурге) и прощальная «Маленькая серенада» С.Сондхайма (первая постановка в России).
Трудно переоценить творческие заслуги Кирилла Стрежнева – признание пришло к нему сразу, и за годы в профессии он удостаивался престижных профессиональных и государственных премий и наград многократно. Среди этих знаков успеха особенно дороги Золотая медаль имени А.Попова за режиссуру (1989), Национальная театральная премия «Золотая Маска» (2008, 2011) и, конечно, высокое звание «Народный артист РФ» (2004), Премия Правительства РФ (2013), «Золотой знак СТД РФ» (2013) и премия «Легенда» Ассоциации музыкального театра (2018). Его режиссерские работы многократно отмечены Премией Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства», Премией Губернатора Омской области, Свердловского областного фестиваля-конкурса «Браво!» и Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа года».
Отдельно можно говорить о существовании театральной школы профессора Стрежнева: с 1987-го он возглавлял кафедру музыкального театра Екатеринбургского государственного театрального института, десятки его учеников (13 актерских и актерско-режиссерских выпусков) успешно работают на сценах Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Новоуральска, Иркутска, Омска, Оренбурга, Чебоксар, а также в Берлине и Буэнос-Айресе.
Коллектив родного театра скорбит вместе с близкими Кирилла Савельевича, вместе с его учениками, творческими соратниками и единомышленниками. Уход личности такого масштаба – горе. Уход такого таланта – конец прекрасной эпохи. Будем смотреть и пересматривать его спектакли – в каждом частичка мира его удивительного вдохновения. И будем помнить! Всегда…