Элвин Люсье, выдающийся американский композитор и педагог, умер в среду в своем доме в Миддлтауне, штат Коннектикут, после продолжительной болезни. Ему было 90 лет.
Люсье изменил традиционное представление о звуке благодаря таким монументальным произведениям, как «Я сижу в комнате» и «Музыка на длинном тонком проводе». Чуть более десяти лет назад у Люсье была диагностирована болезнь Паркинсона; кончину композитора подтвердила его дочь Аманда Люсье.
Люсье родился в 1931 году в музыкальной семье. Он изучал композицию и теорию музыки в Йельском университете, а затем в Университете Брандейса. Его наставниками были Аарон Копленд и Лукас Фосс. Вначале Люсье отдавал предпочтение неоклассическому стилю, но, обучаясь в Риме в рамках стипендиальной программы Фулбрайта, открыл для себя авангардные работы Луиджи Ноно, Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена.
Работы и концептуальные подходы Люсье часто были связаны с научными и техническими идеями. Он стал известен благодаря использованию нетрадиционных устройств для производства звука. Например, в своей пьесе 1965 года Music for Solo Performer он использовал усилитель мозговых волн, созданный физиком Эдмондом Дьюаном. В композиции Vesper 1968 года Люсье применил эхолокационные устройства.
Возможно, самой известной его работой является I Am Sitting In A Room 1969 года – Люсье произносит текст, который многократно записывается и повторяется, пока слова не превратятся в шум. Произведение Nothing Is Real, опубликованное в 1990 году, содержит фрагменты знаменитой песни Beatles Strawberry Fields Forever, которые воспроизводятся через громкоговоритель в чайнике.
За длившуюся несколько десятилетий карьеру Люсье записал десятки произведений. В начале 2020 года на лейбле Naxos вышел альбом Music For Piano XL, записанный совместно с французским пианистом Николя Хорватом. Это 64-минутное звуковое исследование, в котором слушатель путешествует через тембральные возможности звуковых помех, создаваемых взаимодействием между двумя осцилляторами чистых волн и ударами каждой клавиши на фортепиано.