Ускользающее чудо танца История

Ускользающее чудо танца

К 80-летию со дня рождения Екатерины Максимовой

В ярком созвездии балерин конца XX века ей отведено особое, едва ли не самое почетное место. То, что девочка была создана для балета, заметили еще на вступительных экзаменах в Московском хореографическом училище: легкая фигурка, идеальные пропорции, уникальные данные. В капризном упрямстве, гармонии движений, пытливом взгляде были ясность и чистота. Уникальный дар превращать в образцовую каждую роль –  стал художественным камертоном творчества Максимовой (о технике в ее случае говорить не приходится –  она безупречна), основой всех образных решений, бегущих сложившихся стереотипов и не спорящих с предыдущими трактовками. В ней все было свое, индивидуаль­ное, и она творила всегда словно впервые, первой. О максимовском танце написано немало, но тайна его до сих пор не разгадана.

…Незадолго до ухода, накануне фестиваля, посвященного 50-летию дуэта с Владимиром Васильевым, что проходил в Большом театре, Екатерина Сергеевна не смогла отказать мне в докучливых просьбах об интервью, устроила пропуск в театр, сопроводив комментарием: «Хочешь, приходи, сама увидишь, что пауз нет, и разговора не получится». Я пришла и провела с ней два незабываемых дня: сидела на репетициях, а вопросы задавала по дороге из зала в зал. Остался материал, который газетный формат не вместил, на него и буду опираться.

Первые максимовские слова –  с претензией: «Глупости вы пишете, что сцена для меня более реальна, чем реальная жизнь. Сцена –  это сцена, жизнь –  это жизнь».

Действительно, сегодня понимаешь, что Максимова-­балерина и Максимова-человек –  два разных и уникальных образа, но это были «сообщающиеся сосуды»: «Так сложилось, может, в силу характера или по иным причинам, но в жизни я себя не расплескивала. Потому и создавалось впечатление, что я неприступна и замкнута. Эмоций, сил хватало только для сцены, я их копила. В жизни могла эмоционально выплеснуться только с близкими людьми. Сейчас мне кажется, что в каждом человеке заложена не безграничная, а определенная мера энергии для того, чтобы следить за собой. Наверное, я тратила все отпущенное мне на театр: грим, прическа, костюм –  без этого же не выйдешь на сцену, а на жизнь не хватило. Никогда не занималась своей внешностью, никогда сильно не красилась, не делала сложных причесок, была равнодушна к повседневной одежде. Как свитер надену, так в нем и хожу –  удобно. Вечером решаю, что утром обязательно надену что-нибудь новенькое, но встаю, натягиваю свитер и лечу в театр».

Зрители окружали ее восторгом, но восторга она будто не замечала. Избегала всякой публичности, не любила давать интервью, морщилась, говоря о себе, не присутствовала на светских раутах. Она так и не поверила в свой великий талант, в свою избранность. «Нас мало снимали, видео еще не было, но какие-то спектакли записывали. Никогда не могла смотреть их, расстраивалась –  казалось, что все не так. Посмотришь на себя со стороны и думаешь –  может, и не стоит больше выходить на сцену».

– А фильмы со своим участием по телевизору смотрите?

– Никогда!

«Послесловие» судьбы –  удивительно: чудо присутствия Максимовой всегда было чудом «ускользающим» –  ни описать, ни рассказать, только видеть и вспоминать! Обаяние ее танца не тускнеет –  восторг переживают все, кто видит записи танцующей Кати. Сила воздействия –  сродни пушкинской гармонии, чеховской недосказанности, внутренним страданиям Чайковского. Понять, что судьба подарила Вселенной балерину без жанровых ограничений, поначалу не мог никто, и придумывали один за другим эпитеты. Сначала назвали «маленьким эльфом» (еще в ученические годы –  после блистательного дебюта в «Щелкунчике» и номеров Касьяна Голейзовского), потом –  «бэби Большого балета»: «Это –  американские корреспонденты после гастролей Большого. Приехала я туда ребенком в свой первый театральный сезон, танцевала небольшие партии, тогда обо мне начали говорить».

Но балерина-инженю, сразу и навсегда покорившая мир, вдруг расстроила намеченный ряд лучезарных и лирических героинь мужественной Жанной («Пламя Парижа»), трагической Фригией («Спартак»), определение «бэби» уже явно не подходило. Тогда повели «тему взросления души» и заговорили о «великой молчунье» (так называли и ее великого педагога –  Галину Уланову), самой «закрытой и неразговорчивой» звезде. Максимова оказалась балериной, не зависимой от амплуа, индивидуальностью, которой покорялись все роли –  разных эпох и пластических направлений.

В чем секрет ее танца? От Бога –  безупречная для балета форма, невероятной красоты с большим подъемом ноги, ясное ощущение тончайших стилистических нюансов, живое современное дыхание в каждой роли. Врожденное призвание –  азарт сцены, на которой она чувствовала себя легко и естественно. Шла по коридору к кулисам мрачная, замкнутая, закрытая, и вдруг, переступив черту, преображалась: лучилась солнечной энергией, радостью, расцветала лукавыми улыбками. Такого чуда преображения не было ни у кого.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Сцена из балета «Спартак»

Говорят, что хорошего артиста могут переиграть только кошка или ребенок. Катю Максимову –  не смогли бы. Легкий, как дыхание, танец и элегантные манеры –  от педагогов и прежде всего от школьного наставника, балерины Императорских театров Елизаветы Гердт. Щедроты природы преумножены во много раз невероятной требовательностью к себе. Она была истовым трудоголиком. В Большом театре Катю Максимову выбрала своей первой ученицей Галина Уланова, и они стали бесконечно близкими людьми –  взыскательные профессионалы и великие художники, закрытые и застенчивые в жизни. «Встреча с Галиной Сергеевной –  везение, конечно. Тогда я только начинала, станцевала “Каменный цветок” и какие-то сольные партии. Уланова заканчивала танцевать и, по-моему, не готовила себя к педагогической деятельности. Руководил балетом Большого Леонид Михайлович Лавровский, и ему не хотелось отпускать свою великую Джульетту. Вот он-то и предложил: “Галя, не уходи, попробуй преподавать”. Она отказывалась, он убеждал: “Всегда сможешь отказаться. Выбирай, кого хочешь, из мастеров, из молодежи, только останься”. Выбор пал на меня». «Золотому дуэту», своим Кате и Володе она передала любимый спектакль о веронских возлюбленных. Лирические откровения Ромео и Джульетты, их романтическое чувство на фоне яростной вражды –  поразили свежестью, словно история сочинена только сейчас и только для них.

Екатерина Максимова – Золушка

…Гастроли «Кремлевского балета», в труппе которого она блистательно станцевала позднюю свою роль –  Золушку в балете Владимира Васильева. Артисты едва успевают к назначенному перед спектаклем времени, что –  понятно: море, солнце, блаженство. В углу сцены, за декорациями, на маленьком коврике уже давно занимается только одна балерина –  Максимова. Тогда она уже была Екатериной Сергеевной, опаздывавшие артистки –  ее ученицами. «Каждая роль давалась мне напряжением сил, душевных и физических. Легко спросить –  какая любимая. Скажу –  Анюта, а куда девать Жизель? Китри? Джульетту? Всех люблю. Все мои роли как дети, в которых вложены сердце, душа, силы».

Максимова никогда не допускала чрезмерности, сентиментальности, напора, ураганных ажитаций. Она вела героинь по самому точному пути –  умного повествования, и героини были благородны, открыты, доверчивы и темпераментны, впрочем, темперамент жил в ее внутреннем мире и не нуждался в демонстрации. Важна была не генеральная линия, а подробности и нюансы, плетение чувств, из которых складывалась психологическая достоверность. Словно привет из старомхатовского бытия. И, конечно, важна была техника –  у Максимовой –  насколько образцовая, настолько и незаметная.

Бисером рассыпала феерические па, поражала легкостью фуэте в самом сложном его варианте –  «без рук», задиристо упирая в бока ладони –  Китри; летала без земного притяжения озорная Вакханка в «Вальпургиевой ночи»; трепетно познавала несправедливый мир наивная Жизель; отчаянно любила свободная в своей несвободе Джульетта; излучала нежное счастье Маша («Щелкунчик»); трогательно и доверчиво шла за Спартаком Фригия; версальским шармом светилась Аврора в «Спящей красавице». И во всех ролях –  обезоруживающая максимовская улыбка, которая сопровождала нас неизменно –  от ранней трепетной Мазурки Касьяна Голейзовского до поздней летящей Тарантеллы из «Анюты» –  самого чеховского спектакля из всей богатой сценической «чеховианы».

Степень естественности и достоверности невероятны. Во всем: на сцене, когда она переживала «до полной гибели всерьез» высокую трагедию, или –  играючи –  представляла плутовской водевиль; в жизни –  когда бродила с лукошком по щелыковским лесам или чистила для ухи карасей на берегу реки Меры. Ее подруга актриса Ирина Карташова вспоминала неразлучную щелыковскую компанию: «Традиционный костер. Пров Садовский, как всегда, сварил уху. Поели, выпили, разговариваем и вдруг замечаем, что Кати нет. Где она? А Катя на берегу речки песком отдраивает кастрюли». Максимова: «Кто-то же должен это делать, почему не я?»

Источник понимания того, что хорошо, а что плохо, –  в воспитании и генах. В роду –  Сергей Рахманинов –  двоюрод­ный дедушка. Русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик Густав Шпет –  дедушка родной. Мама –  Татьяна Густавовна, с которой Катя всю жизнь не расставалась и жила вместе, –  тонкий стилист и профессиональный редактор. «Мама воспитывала меня достаточно строго. С детства я хорошо знала, что такое честность, что идти и что-то просить для себя –  ниже собственного достоинства, и решила: унижаться не буду».

Максимова никогда не прощала предательств, никому не завидовала, была предана памяти учителей, верна друзьям, щедра по отношению к ученикам. Ученицам всегда преподносила подарки после премьер, а учениц –  немало, только в Москве и в последний год –  десять! Она не была педагогом по должности, со своими девочками становилась заботливой, легкой, остроумной –  неузнаваемой!

Все это красиво звучит, но жить с ее характером –  упрямым, принципиальным, открытым для рефлексий и самоедства, –  непросто. Такой –  испепеляет изнутри, доставляет страдания. Катя перенесла немало боли, травм, обид. Тяжело, без жалоб, молча, надсаживая собственное сердце. И никогда не позволяя себе никаких дамских сантиментов: «Я ушла со сцены легко, и мне даже не снится, что я танцую. Быть может, просто я натанцевалась? Или запретила себе переживать?» Идет «Золушка», Максимова –  главная героиня, ее девочки –  первые ученицы –  танцуют вариации времен года. Екатерина Сергеевна стоит около пульта помрежа и следит за каждым их движением. Рядом –  сокрушается Раиса Степановна Стручкова: «Как можно? Тебе сейчас в вариации выходить, а ты не отдыхаешь, думаешь только о том, как феи твои станцуют!» «Наступил момент, когда выход на сцену меня стал тяготить. Думала, что из-за своих спектаклей пропускаю репетиции с ученицами. Поняла, что совмещать эти две профессии невозможно».

Случались, к счастью, редчайшие минуты, когда Катя в узком кругу друзей вспоминала. Вот одна история: «Когда меня принимали в балетную школу, то педагогов насторожил мой маленький рост. Тогда решили вызвать маму. Она вошла очень строго. Члены комиссии испугались, но, конечно, не маминой строгости, а ее роста. Помню, когда я училась в младших классах, многие советовали забрать меня из балетной школы: “Она вырастет, как мама, и все равно ничего танцевать не сможет”. Тем более что у меня для моего возраста и роста была довольно большая нога, а это одна из примет того, что ребенок будет резко расти. Но за все время обучения в школе нога выросла всего на два размера, с 33-го по 35-й. Большая нога, высокая мама –  но я не выросла. Даже, наоборот, не доросла».

Еще одна тема –  Катя и Володя, и с нее, пожалуй, нужно было начинать. «Да, мне нравится, что нас называют Катей и Володей. В театре осталось очень мало людей старшего поколения, но остались, и они до сих пор говорят мне “Катя”. Не только артисты, но бутафоры, реквизиторы, рабочие сцены». В том, что весь мир называл их по именам, не было панибратства, только –  обожание. «Катя и Володя» –  самый яркий балетный бренд, гордость страны. Подобного –  полвека вместе и на сцене, и в жизни –  история балета не знает. Одноклассники, они выступали вместе с детских лет. «В школе у нас был период взаимной симпатии, и нам, конечно, хотелось танцевать вместе. Хотя мы далеко не все танцевали вместе, даже на экзамене. “Щелкунчик” –  наш спектакль. А “Пламя Парижа” Володя танцевал на выпуске не со мной, а я “Жизель” –  не с ним. Так что дуэт не сразу получился».

Идеальным их творческий союз делали равновеликие индивидуальности, сходившиеся в контрастах. Противоположности соединялись в гармонию целого, открывая безграничные танцевальные и актерские горизонты. Они совершили прорыв в виртуозности, сделали современными образы классические, доказали, что сила балета –  во взаимоотношениях пары: мужчины и женщины. А стало быть –  это искусство бессмертно!


Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Сцена из балета «Икар»

Их героев отличала особая порода, рифмовавшая простоту с многосложностью, понятность с игрой смыслов. Их искусство было ясным и таинственным одновременно: так, как они на огромной балетной сцене передавали «крупные планы», штрихи и нюансы взоров и вздохов, до сих пор никто не умеет. Антиподы в жизни (он –  открыт, она –  замкнута) и на сцене (он –  мужественность, мощь, сила, она –  миниатюрность, хрупкость, почти невесомость), они танцевали роли и играли танец. Звездная пара стала одной из первых, кого позвали иностранные хореографы: Морис Бежар, Джон Крэнко, Ролан Пети, Леонид Мясин, Пьер Лакотт. И все-таки, станцевали меньше, чем могли. Они никогда не отрекались от того, что было, и не приспосабливались к тому, что в фаворе. «Всем кажется, что у меня в театре все складывалось гладко, но правды никто не знает. Сначала попала в период потерянного времени –  не было спектаклей. Переживала, сидела, смотрела в потолок и ждала. Потом, когда уже прошло время, и появился опыт общения с людьми театра, опять невезение –  вновь слишком мало спектаклей, –  тогда перешла улицу и пошла в театр к Наталии Касаткиной и Владимиру Василёву. Пошла, чтобы танцевать, заниматься творчеством».

Талант Максимовой вывел балет на телеэкраны. В «Галатее», «Анюте», «Чаплиниане» блистательная танцовщица предстала и превосходной актрисой. Пересмотрите «Старое танго» и «Фуэте» –  и все поймете о балетном закулисье, «шипах и розах» театра! Не характеры, а судьбы раскрывает Максимова –  обаятельно, деликатно, иронично, психологически точно. Появлялась Катя –  на сцене или на экране –  и сразу начинался праздник. О том, в каких муках он рождался, –  всегда говорила спокойно: «Заявка “Галатеи” пролежала на московском телевидении десять лет. (Может, к счастью –  за эти годы появился хореограф Дмитрий Брянцев.) Режиссеру Александру Белинскому это надоело: «Поедем в Питер, там, конечно, не такие технические условия, как в столице, но что делать? Мы и поехали».

Последний эпитет, закрепленный за Максимовой, – «Мадам “Нет”» она взяла названием для мемуаров, которые стоит читать и перечитывать, чтобы познать время и профессию, правда, Екатерина Максимова, Екатерина Сергеевна, Катя… опять «ускользнет». «Мадам “Нет” впервые назвал меня наш французский друг фотограф Анри Лартиг. На большинство вопросов я отвечала: “Нет, не справлюсь, не смогу, не надо со мной связываться”».

…Последняя моя встреча с Екатериной Сергеевной состоялась через день после описанного здесь визита в Большой, когда я пришла визировать интервью. Она читала, морщась и поеживаясь: «Зачем так много обо мне? И опять пишешь глупости –  какая я легенда?!»

Легенда –  никак иначе. Для всего мира.

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой