Награждение и заключительный концерт лауреатов состоялись 1 апреля – в день, когда исполнилось 75 лет со дня рождения выдающегося пианиста и педагога В. Крайнева. Девиз конкурса – «Услышать будущее».
За минувшие четыре года престиж конкурса заметно вырос: в этом году на Третий конкурс было подано 204 заявки из 33 стран – в три с половиной раза больше, чем в 2017 году, когда произошел неожиданный музыкально-географический прорыв – тогда одним из лауреатов стал 12-летний пианист из КНДР Зан Хын Цой. Теперь из этой страны было подано уже около трех десятков заявок, и четверо из этих претендентов играли в полуфинале в Москве. Предварительные прослушивания проходили в Китае, КНДР, Японии, Южной Корее, Великобритании, Италии, России. Для выступлений в двух московских турах – полуфинале и финале было отобрано 24 участника, представляющие 9 стран. В каждой из трех возрастных групп (до 12, до 16 и до 22-х лет) было по восемь человек. Кстати, появление старшей группы – от 17 до 22 лет стало одним из нововведений нынешнего Третьего конкурса. Нововведение удачное – оно дает возможность юным музыкантам, которые только-только вышли из подросткового возраста укрепить свои позиции в профессиональном музыкальном мире и, что уж там говорить, закалить волю и нервы, подготовиться к будущим, подчас весьма жестким испытаниям взрослых конкурсов, соревнований, которых в современном музыкальном мире им вряд ли удастся избежать. Сам Владимир Крайнев, по воспоминаниям его коллег, к конкурсам относился неоднозначно, но учеников к ним готовил со свойственным ему азартом и страстью, считал, что все зависит от степени таланта исполнителя, он говорил: «В тех редких случаях, когда совпадают спортивное и творческое начала, рождаются такие чудесные исполнения, что впору забыть обо всем. Конкурс и опасен, и сложен тем, что он сиюминутен… Никогда нельзя предсказать, как сложится судьба лауреата, но даже на конкурсах случаются выдающиеся исполнения, спорить с которыми не сможет никто». И хотя такое случается не часто (талант – вещь редкая!), но нынешний конкурс все же подарил и публике, и жюри эти счастливые моменты, когда забываешь обо всем – о борьбе, о необходимости ставить оценки, о возрасте исполнителя, остается только музыка. Примеров немало.
Рахманинов в исполнении Валентина Малинина, Шопен – у Евгения Ивашко, пьесы Тан Дуна, которые так поэтично и хрупко играла Цююй Ван, Дебюсси – у Льва Давыдова, И. Штраус в исполнении Джеки Сяоюи Чжана, Лядов – у Андрея Лебедева…
Ряд можно продолжать еще долго – пока не закончатся имена участников. Да, не всем удалось одинаково блестяще представить всю свою программу, но абсолютно у всех был тот пик, который заставляет слушателей встрепенуться, забыть об окружающем мире и слушать, слушать, слушать, и жить в этой музыке.
Они действительно самые-самые – талантливые, музыкальные, виртуозные, эмоциональные, думающие. И, конечно, большие трудяги. Когда слышишь и видишь (что тоже немаловажно!), как 11-летняя хрупкая девочка (Ын Со Ю из Южной Кореи) играет «Сады под дождем» Дебюсси или такой же юный пианист (Родион Шакиров из России) исполняет рахманиновскую Этюд-картину ми-бемоль мажор, а их более старший 18-летний коллега (Глеб Романчукевич, Россия) и вовсе почти целиком строит свою сольную программу из восьми Трансцендентных этюдов Листа, поражаешься не только невероятной беглости их пальцев и выносливости, но и, казалось бы, невозможной в их возрасте осмысленности исполнения. Они эту музыку не «пробегают», а искренне проживают, а это требует больших усилий – и физических, и эмоциональных, и умственных. И не только от юных пианистов, но и от их близких, и, конечно, от учителей.
Справедливо, что в этом конкурсе предусмотрены специальные премии для педагогов, воспитавших лауреатов конкурса. В одной из глав прекрасной, умной, очень искренней и теплой книги В. Крайнева «Монолог пианиста» есть такие строки: «Влюбляться в учеников, отдавать им все, что можешь, без каких бы то ни было ограничений, – естественно». Какое счастье, что есть и в нашей стране, и в мире люди, которые живут вот так – отдавая все и влюбляясь в своих учеников, раскрывая перед ними огромный мир, бережно выращивая их способности. В одном из интервью В. Крайнев говорил, как важно для молодого музыканта «больше играть музыки и не замыкаться при этом в рамках фортепианной литературы, изучать оперу, симфоническую музыку, как можно больше играть камерной музыки, ну, и конечно, должны быть книги, музеи, искусство в целом…» Эта мысль, судя по всему, очень близка и понятна организаторам Конкурса В. Крайнева, иначе не появилось бы в этом году такое нововведение, как «творческое задание». Участникам средней и старшей группы в рамках их сольной программы предлагалось представить произведение или даже некое действо, которое ярко презентовало бы то, каким, по их мнению, может и должно быть искусство будущего. (Помните девиз конкурса – «Услышать будущее»?)
Количество участников, инструментов и арт-объектов никак не регламентировалось. По мнению А. Романовского, далеко не все участники нашли в себе смелость предложить необычные решения. Чаще всего они предпочитали исполнять произведение современного автора, что само по себе тоже было интересно. Но были и исключения. Евгений Ивашко представил своего рода медиапроект – во время его исполнения шубертовского «Приюта» на экране возникали картины суровой и прекрасной природы. Изысканную и поэтичную музыкально-хореографическую поэму предложила Цююй Ван – пьесы из цикла «Восемь воспоминаний в акварельных тонах» Тан Дуна в ее исполнении «оживали» в движении благодаря прекрасной паре солистов из Большого театра. Валентин Малинин, по его собственному признанию, задумался об этом творческом задании задолго до конкурса, но с течением времени решение претерпело значительные изменения, и в конце концов он остановился на собственной транскрипции романса Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга». Валентин убежден, что новое не возникает из ничего, искусство будущего должно строиться на прочном фундаменте великих достижений прошлого. Наиболее смелое решение представил Александр Доронин – в его выступлении (он играл музыку Д. Лигети) были элементы и театральности, и абстракции. Одним словом, эксперимент получился неожиданный и очень интересный, и если он будет продолжен в будущем, обязательно принесет замечательные результаты.
Одно из многих и несомненных достоинств Конкурса В. Крайнева – прозрачность судейства. В жюри вошли выдающиеся музыканты, педагоги, руководители музыкальных фестивалей и концертных агентств. Возглавил его А. Романовский. Все оценки жюри на протяжении всех туров (включая и предварительные прослушивания) были открыты, что исключало любую возможность хитрых манипуляций. Правилами также было установлено, что член жюри не может оценивать своего ученика – в этом случае в его графе выставляется средняя оценка остальных судей. Кроме того, члены жюри были доступны для общения с конкурсантами – была даже запланирована специальная встреча, на которой члены жюри могли ответить на вопросы конкурсантов, аргументировать свою оценку, дать важный и полезный совет на будущее. Конечно, восприятие музыки и исполнителей очень субъективно, споры и обсуждения неизбежны, но на этом конкурсе жюри и публика оказались солидарны, и те имена, которые были названы в финале, принимались с огромным воодушевлением. Вот они, герои III Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева, имена которых были названы в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 1 апреля: победителями в младшей возрастной категории и обладателями премии «Открытие» стали два конкурсанта – Райан Мартин Брэдшоу из Словакии и Джеки Сяоюи Чжан из Великобритании; победитель в средней возрастной категории и обладатель премии «Достижение» – Роман Борисов из России; победитель в старшей возрастной категории и обладатель Гран-при – Валентин Малинин из России.
Одна из традиций Конкурса В. Крайнева – огромное количество специальных призов, которые также были вручены на заключительном концерте лауреатов. А обладателями приза зрительских симпатий стали два музыканта: Евгений Ивашко и Родион Шакиров.
Все финалисты получили возможность выступить в заключительном концерте. В первом отделении лауреаты играли соло, а во втором исполняли одну из частей концерта, который был заявлен в их программе, с НФОР под управлением маэстро В. Спивакова. Завершал концерт обладатель Гран-при Валентин Малинин. Ему 17 лет, он учится в ЦМШ при Московской консерватории в классе М. А. Марченко, уже сейчас много концертирует – те, кто следит за успехами юных музыкантов, конечно же, помнят его блестящее выступление в прошлом году в финале II Международного конкурса Grand Piano Competition; кроме того не оставляет занятий композицией. Его исполнение «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова в Светлановском зале 1 апреля стало ярким финалом всего конкурса. В его выступлении были нерв, особенная точность, и масштабность, и свобода, и вдохновение.
Сегодня III Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева – уже история. Но история эта имеет продолжение – опыт предыдущих двух конкурсов убедительно доказывает, что не только победители, но и участники этого состязания не будут забыты. Для них уже открыты лучшие концертные сцены, они уже – в орбите интересов организаторов концертов и фестивалей, благотворительных фондов.
Конечно, теперь, когда несколько схлынет напряжение горячих конкурсных дней, для организаторов наступит пора трезвого осмысления, анализа того, что можно улучшить, что изменить, какие предложить новые идеи, что сохранить.
Например, прекрасной находкой стало участие Александры Стычкиной, выступившей в не совсем характерной для нее роли тележурналиста. За сценой она брала короткие интервью у конкурсантов, зачастую сразу после их выступления. Интервью транслировались на сайте конкурса, были очень живыми, милыми и непосредственными. Ей не нужно было искать особенного контакта с ребятами, тем более что Саша отлично понимала их состояние: сама несколько лет назад была участницей Конкурса В. Крайнева. Здесь есть что улучшить – предусмотреть качественный и быстрый перевод, так как не все дети хорошо говорят не только по-русски, но и по-английски. Трансляция всех выступлений на сайте конкурса – это огромный плюс. Есть и минус – технология этой трансляции, «зависание» изображения, отсутствие отдельных видео выступлений каждого участника.
Главное же – не потерять профессиональную высоту и теплую доброжелательную атмосферу, основанную на уважении, бережном отношении и любви к истинному таланту – эти качества были заданы с первых дней конкурса, остаются неизменными и сейчас. Наверное, поэтому на Конкурсе В. Крайнева будущее не только можно услышать – в него веришь, его любишь.