Утопии Михаила Плетнёва События

Утопии Михаила Плетнёва

Новый проект Рахманиновского международного оркестра

Среди озер, полей и гор, в маленьком швейцарском городке Роль концертное крещение проходит Rachmaninoff International Orchestra: за дирижерским пультом – Кент Нагано, за роялем – Михаил Плетнёв, в программе – конечно же, Рахманинов.

Оркестр называется Рахманиновским, хотя, по сути, его главный музыкальный стержень – Михаил Васильевич Плетнёв: это его имя и его музыкальное присутствие являются главным центром притяжения для огромной международной команды проектного оркестра. Год назад в Братиславе уже был осуществлен первый пробный шаг в этом направлении – вместе с оркестром, собранным из музыкантов разных стран, Плетнёв записал «Лебединое озеро» Чайковского и «Кармен-сюиту» Щедрина. Тогда же для нового коллектива было выбрано имя Рахманинова – одного из самых значимых для маэстро композиторов.

Проектный международный симфонический оркестр (вместе на одной сцене сидят музыканты из Словакии, России, Украины, Израиля, Франции, Германии, Испании, Швейцарии и т.д.) – затея, безусловно, утопическая по сути своей. Недаром «Утопией» называется другой подобный оркестр, который сразу приходит на ум. Идея Рахманиновского оркестра кажется еще более утопической, поскольку этот проект был инициирован в мае 2022 года, в гораздо более сложные в международном смысле времена. С тех пор планета влетела лишь в еще большую зону турбулентности – кажется, весь мир в огне, а на сцене многоязычное, многонациональное сообщество музыкантов (состоявшихся солистов и концертмейстеров известных оркестров, бывших коллег, недавних студентов) еще способно договориться о том, как играть Рахманинова.

Главный менеджер и инициатор Рахманиновского международного оркестра – Сергей Марков. С Михаилом Плетнёвым (который с 2022 года не выступает с концертами в России) его связывает не только вера в успешное будущее, но и опыт удачной совместной работы в прошлом – с 1994 по 2005 год Марков занимал пост директора и президента Фонда Российского национального оркестра. Идею создания РМО (даже в этой аббревиатуре есть что-то очевидно созвучное) генеральный директор проекта объясняет предельно просто: «Плетнёв остался без оркестра, а оркестр без Плетнёва – и это непорядок. Ему нужен такой музыкальный инструмент, чтобы выражать свои идеи, а его музыкальные идеи нужны очень многим людям». Трудно с ним в этом не согласиться. Финансируется проект за счет международных благотворительных пожертвований (так же когда-то начинал и РНО), в том числе и из России. Так что на данном этапе это принципиально независимый проект.

По сравнению с братиславской записью состав оркестра заметно изменился. Кто-то не смог, кого-то не отпустили. По замыслу организаторов проекта, в будущем им хотелось бы сделать примерно пятьдесят процентов состава (сердцевину оркестра) неизменными, а остальные будут варьироваться в зависимости от состава сочинений и расписания гастролей. Таким образом, в утопически-оптимистичном видении дирекции подобный расклад позволит сочетать художественную целостность и общее понимание духа и стиля с постоянным компонентом обновления. «В мире нет недостатка в прекрасных, профессиональных, слаженных, дисциплинированных оркестрах, и это замечательно. История этого оркестра немного другая: когда на ваших глазах из хаоса создается порядок, из чего-то непонятного – гармония. И в этом есть свой драматизм», – говорит Сергей Марков. Такая вот попытка обретения художественного баланса в разгар всеобщего размежевания.

В первую очередь Плетнёву, конечно, интересно дирижировать. Но, поскольку на дворе юбилейный год Рахманинова, чье имя носит оркестр, для двух дебютных концертов была выбрана масштабная и амбициозная программа – все фортепианные концерты Рахманинова и Рапсодия на тему Паганини. В качестве бонуса – несколько сочинений Гордона Гетти – миллионера, инвестора, филантропа и по совместительству композитора, чьи произведения РНО под руководством Плетнёва не раз включал в свои программы. Американский композитор и сам приехал в маленький швейцарский городок Роль оценить исполнение своей музыки новым оркестром: прозвучала увертюра, а также два вокальных номера из его оперы Plump Jack. Солисты – баритон Лестер Линч и сопрано Александра Армантрединг.

Откуда, собственно, возник в этой истории город Роль? Прежде всего, это, конечно, связь со Швейцарией – и Плетнёва, живущего здесь уже много лет, и Рахманинова, для которого эта страна стала европейским оазисом перед окончательным отъездом в США. А для дебютных концертов нового, пока никому не известного Рахманиновского оркестра подобным надежным и безопасным оазисом стал концертный зал местной элитной школы Le Rosey. Расположенный в огромном роскошном парке, культурный центр Paul&Henri Carnal Hall, напоминающий космический объект, приземлившийся в швейцарской глубинке, предоставляет свою сцену не только учащимся школы, но и таким звездам, как Максим Венгеров, Рено Капюсон, Авишай Коэн, Элен Гримо, Поль Мейер и т.д.

Двум концертам свежескомпонованного оркестра предшествовала неделя интенсивных репетиций. Собственно, тот самый желанный «драматизм» происходящего на сцене возникает за счет обостренного слухового внимания музыкантов друг к другу: не имея долгого опыта совместного музицирования, оркестранты вынуждены особенно сосредоточенно слушать соседей по сцене. А главный вектор в общем музыкальном мышлении оркестра задает солист, который в товарищеском тандеме с Нагано (многолетним другом и верным партнером Плетнёва по сцене) показывает за роялем, уточняет штрихи, маневрирует от жесткой ритмической устремленности к отстраненной импровизационности. Добровольный сеанс коллективного музыкального гипноза. Несмотря на то, что маэстро Нагано, очевидно, отдает в этих концертах с точки зрения музыкальной концепции пальму первенства Плетнёву (возможно, определенную роль в этом  сыграл факт напряженного расписания – между репетициями он успел продирижировать премьерой «Саломеи» Чернякова в Гамбурге), его работа с оркестром достойно профессиональна: полный, красочный звук, отточенность оркестровых соло (здесь, конечно, можно лишь порадоваться возможностям международного состава), крепкие, проработанные кульминации, внятные полифонические проведения.

В первый вечер прозвучали Рапсодия на тему Паганини и Третий фортепианный концерт Рахманинова. Оба сочинения объединяла несколько потусторонняя дистанцированность солиста: Рапсодию Плетнёв начинает с почти джазовой флегматичностью, медленно разматывая клубок вариационного цикла,  – каждую оркестровую кульминацию он опускает в спокойные, как Женевское озеро, воды своего соло. Первая часть Третьего концерта демонстрирует поначалу явственно ощутимый эмоциональный контрапункт дирижера и солиста – активного и стремительного Нагано и предельно сдержанного Плетнёва. И неожиданно пристальный взгляд пианиста в публику во время знаменитой главной партии создает стойкую иллюзию подслушанного внутреннего монолога. Бескрайнее музыкальное море Третьего концерта колеблется на тонкой пульсации волнения, покоя, внутреннего упорства и оглушительного финала.

Три фортепианных концерта, исполненных во второй вечер, представили совершено иной эмоциональный образ и совершенно иной пианизм. Первый и Четвертый концерты в первом отделении отбросили слушателя из дистанцированной манеры прошлого дня в мир активно проживаемого времени: юношеский драйв и живое бурление Первого концерта сменились не менее активной устремленностью Четвертого, особенно виртуозно воплощенной в макабрическом финале.

И, наконец, Второй фортепианный концерт, завершавший этот двухдневный цикл, можно отнести к лучшим (если постесняться таких слов, как «эталонный») исполнениям лучших страниц музыки Рахманинова, без тени излишней сентиментальности и пафоса: естественная устремленность первой части, почти малеровское звучание струнных в медленном Adagio, полифоническая гонка и бархатная безбрежность финала.

И в конце, после оглушительных оваций, один из фирменных бисов Михаила Васильевича – фортепианная обработка Балакиревым «Жаворонка» Глинки. Плетнёв магическим образом сохраняет ощущение сиюминутного экспромта на мотив знакомой с детства песни, слова которой автоматически всплывают в памяти: «Между небом и землей». Лучше про концерты Плетнёва и не скажешь.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой