Увлекательное чтение События

Увлекательное чтение

Дневник второго и третьего дня лаборатории «Композиторские Читки»

В Москве завершился проект Союза Композиторов России и Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Надежда Травина рассказывает о том, как это было.

2 июля, вторник

Глиссандо с кружкой, или Что скажет товарищ пианист?

Что день грядущий нам готовит? Сегодня в роли медиума между участниками и МАСМ – композитор, профессор Александр Радвилович из Санкт-Петербурга. К общению с молодыми коллегами он подготовился по-консерваторски: прочитал лекцию о способах трактовки текста в современной музыке и проиллюстрировал примерами из собственного творчества. Получилось несколько категорий, среди которых особый интерес вызвали методы работы с фонемами. Александр Юрьевич показал свою пьесу Waldes Musik (где женский хор имитировал звуки леса), а потом и сам воспроизвел шипящие и свистящие звуки для того, чтобы показать их изначально неслышимую разницу. Сидящие в зале впечатлились и попросили продемонстрировать уже какие-нибудь необычные инструментальные приемы. Куратора не пришлось уговаривать, и вот уже «студенты» берут профессора в круг у рояля, вооружаются смартфонами и фиксируют, как можно создавать глиссандо по струнам при помощи кружки или зажигалки.

Долгожданные reading-сессии ждешь, как показа любимого сериала и никогда не угадаешь, куда повернет сценарий. В первом эпизоде сегодняшнего воркшопа прослушали и разобрали сочинение «Долина “Эркене Кун”» Алсу Сунгатуллиной из Казани, которая обратилась к тюркской легенде (по преданию, через эту долину с красивым названием переходили предки тюркских народов). Музыкантам не понравилось однообразие ритма и отсутствие разных регистров – композитор ответила, что сделала это намеренно для того, чтобы показать специфику звучания народной музыки. Начали спорить, но истина так и не родилась. Следующая участница – Мария Николаева из Ростова-на-Дону, написавшая Четыре эскиза для флейты, – получила всяческие комплименты от солиста Ивана Бушуева, который, впрочем, заметил, что «после музыки Фернихоу нельзя не написать “вилки” и оттенки». В пьесе Performance of memory Лилии Исхаковой (также Казань) долго выясняли, когда Олег Танцов (бас-кларнет) должен вступить с электроникой. Радвилович нашел самый верный способ – он сказал: «Поехали!», «он взмахнул рукой». Обсуждение чрезвычайно изобретательного сочинения Владимира Ладомирова из Санкт-Петербурга растянулось на долгое время, и в, конце концов, куратор признал, что «”Белый шум” – по потенциалу хорошая музыка». Завершила дневной блок «Читок» Анастасия Зубаровская (Москва) со своим мини-саундтреком The Last Letter к некому короткометражному фильму (все так и не поняли, к какому именно). Радвилович решил проанкетировать участницу (ваш любимый композитор? какой стиль вам ближе?), а ей было интересно, что скажет «товарищ пианист» (он же – профессор Михаил Эмильевич Дубов). Сошлись на том, что нужно больше слушать хорошей музыки и решили этим заняться на индивидуальных занятиях после обеденного перерыва.

3 июля, среда

В этом такте – Ренессанс, а в следующем – Pink Floyd, или От простого к сложному

«Композиторские Читки» плавно подошли к своему завершению, а участники за это время уже окончательно сдружились. И неудивительно: им подает пример отличная команда Союза Композиторов, которая, помимо всего прочего, окружила ребят любовью и заботой – кормят два раза в день, дарят подарки от фирмы «Мелодия» и готовы в любое время суток ответить на любые вопросы. В заключительный день лаборатории куратором выступил композитор Сергей Невский. На лекции он продемонстрировал этапы трансформации заданного материала в партитуре: например, как проявляются изменения на банальном уровне или изменения приводят к переосмыслению контекста. Прослушали и посмотрели на экране несколько сочинений Невского, в том числе фрагмент Скрипичного концерта Cloud Ground с Теодором Курентзисом за дирижерским пультом, а также «спойлер» – пьесу Track#3, который будет звучать на следующий день в рамках Нелектория «Петя и Волки».

Дневные воркшопы прошли как-то быстро, но не менее увлекательно, чем в предыдущие разы. Андрей Руднев из Сызрани под звучным псевдонимом Рэй Андерсонс признался, что хотел приблизить свое сочинение к классикам и поэтому назвал его Сонатой. И пока Иван Бушуев выяснял у композитора, где здесь главная партия, а где побочная, Сергей Невский заметил, что в одном такте у него слышно Pink Floyd, а в другом – Ренессанс. Подошла очередь Инги Чинилиной, которая придала «Читкам» статус Международного проекта, ибо приехала из Бостона. Изучив ее пьесу Sky every day, куратор посоветовал отказаться от попытки разогрева и постепенной подготовки слушателя к дальнейшему процессу. Константин Комольцев из Перми (который также является помощником режиссера небезызвестного Театра оперы и балета) добавил к своему квинтету SOMMERNACHT электронное лаундж-сопровождение и погрузил всех в некий релакс (но не скрипача Евгения Субботина, которому нужно было в одном эпизоде читать текст в микрофон). Игорь Комар (ударение на первый слог) из Минска с пьесой Nevienmērīga kustība и москвич Лев Тернер с «шаманским» опусом Invocation of Urban Spirits стали последними героями этого дня – на равных побеседовали с куратором и музыкантами, получили ценные замечания и присоединись ко всем на общее фотографирование. Итак, «Композиторские Читки» завершены – да здравствуют «Композиторские Читки!»

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное