В абонементе Musica sacra nova исполнят Каретникова, Шнитке и Тертеряна

31.03.2025
В абонементе Musica sacra nova исполнят Каретникова, Шнитке и Тертеряна

Московская филармония и Фонд Николая Каретникова продолжают третий сезон абонемента Musica sacra nova. В нынешнем году его тема – «Назад к авангарду вперед»: импульсом к названию послужила книга «Назад к Волконскому вперед» Марка Пекарского. Парафраз ее заглавия отсылает к личности композитора Андрея Волконского как к ядру, от которого отталкивалось «развертывание» авангарда со второй половины 1950-х.

Концерт 2 апреля, посвященный  90-летию  со дня рождения Александра Меня, пройдет при поддержке Минкультуры России и Союза композиторов России. В концерте участвуют Государственный камерный оркестр, Госхор имени Свешникова, Большой детский хор имени Попова, дирижер Федор Леднёв. В программе – репертуарные редкости.

В «Солнечном песнопении Франциска Ассизского» (1976) для двух смешанных хоров и шести инструментов (орган, челеста, литавры, тамтам, вибрафон, колокола) Альфред Шнитке воскрешает жанр итальянской духовной внелитургической песни – лауды: не только поэтический текст, но и музыкальная форма, мелодика, ритмика передают средневековый колорит.

Концерт для струнных инструментов (1992), изначально названный Николаем Каретниковым «Медитацией», был создан как «музыка для медитативного занятия» по заказу московского эзотерического центра «Эйдос».

Шестую симфонию (1981) Авета Тертеряна, по мнению музыковеда Светланы Савенко, можно считать высшим достижением композитора: «Симфония написана для камерного состава и хорового ансамбля, партии которого могут исполнять те же инструменталисты. “За кулисами”  существуют дополнительный оркестр и хор, чье звучание в различных комбинациях образует состав девяти фонограмм, участвующих в исполнении. Инструментарий фонограмм лишь отчасти отличается от “живого” оркестра. На сцене нет лишь тяжелой меди и шести валторн (есть одна), а также некоторых ударных и говорящего хора. В записи отсутствуют деревянные духовые. Все остальное – струнные, клавесин, основная часть ударных – совпадает, отчего иногда возникает почти полное слияние живого и записанного звучания…»