Онлайн-проект «Матильда Кшесинская: женщина и миф» приурочен к 150-летию со дня рождения блистательной балерины конца XIX – начала XX века.
31 августа, в день рождения балерины, широкой аудитории стали доступны архивные документы из фондов Бахрушинского музея, которые расскажут о правде и мифах в жизни и творчестве Матильды Кшесинской.
«Личность и талант Матильды Кшесинской не перестают будоражить умы исследователей и зрителей – выходят новые публикации, книги, фильмы. Наш проект – это смелый эксперимент, которым мы хотим провести грань между прекрасным интригующим мифом и обычной женщиной, наделенной красотой, талантом и характером.
Посетители онлайн-выставки смогут принять участие в игре-конструкторе. Матильда Феликсовна славилась своим утонченным вкусом и любовью к драгоценностям. Мы предложим самостоятельно собрать образ известной балерины. В качестве атрибутов будут использоваться фрагменты гардероба Кшесинской на основе архивных фотоматериалов музея, знаковые предметы ее балетной карьеры и личной жизни, а также современные аксессуары», – прокомментировала генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова.
Главная стилистическая идея проекта – личный онлайн-дневник Кшесинской, представленный в онлайн-версии. Знакомый современному зрителю формат с памятными, важными и просто милыми вещицами – цитатами, вырезками из журналов, цветочным гербарием между страницами, дорогими лицами в фотопортретах – дополнен реальными фактами биографии балерины, ее воспоминаниями и перепиской.
Пользователи могут узнать о ее аристократических корнях, познакомиться с артистическим семейным кругом Кшесинских и увидеть маленькую Малю их глазами. Найти документальные подтверждения о том, кого она считала своими учителями, кто был в числе ее настоящих подруг и под чьим покровительством складывалась ее успешная балетная карьера.
На страницах дневника Матильда предстает яркая, как бабочка, в модных туалетах. Элегантность была частью ее жизненной философии – она была иконой стиля для своего времени.
Огромное значение балерина уделяла и костюму на сцене. Кшесинская страстно вживалась в образы и признавалась, что для нее очень важна драматургия. Она всегда танцевала с куражом, обладала актерским мастерством, как все представители актерской династии Кшесинских.
Публика ее обожала – и не только за то, что не проигрывала итальянкам в техническом исполнении – и первой среди русских танцовщиц прокрутила знаменитые 32 фуэте! Зрителей привлекала ее женская манкость – двойной магнетизм кокетки в жизни и огромной самоотдачи артистки на сцене.
На знаменитой балетной сцене Мариинского театра за 27 лет ею воплощены классические балетные партии в постановках лучших хореографов. Посетители онлайн-выставки на основе подлинных эскизов и фотографий смогут увидеть весь блеск Матильды Феликсовны.
Называвший Кшесинскую первой звездой русского балета балетмейстер Мариус Петипа подарил поклонникам Аврору, Флору и Эсмеральду в ее исполнении. И ввел специально для нее партию Жёлтой жемчужины в балете «Прелестная жемчужина», созданном по случаю коронационных торжеств. А любимейшей постановкой Петипа для самой Матильды стал балет «Дочь Фараона», для которого ее костюмы были специально заказаны по эскизам князя Ширвашидзе.
В двухактном балете «Фея кукол», поставленном братьями Легатами, эскизы костюмов делал художник Леон Бакст. На одной сцене с Кшесинской блистали сразу несколько звезд Мариинского театра: Анна Павлова, Ольга Преображенская и Агриппина Ваганова.
Последним поставленным на Кшесинскую балетом стала классическая постановка Михаила Фокина 1915 года – «Эрос», неоднократно восстановленная в новую эпоху соцреализма.
Уже в эмиграции, в возрасте 64 лет, на сцене Ковент-Гардена она исполнит свой коронный номер – «Русскую», поставленный еще во время гастролей после окончания учебы в Петербургском театральном училище специально для нее балетмейстером Клавдией Куличевской.
Танец на мотивы из русских народных мелодий: «Вдоль да по улице», «Коробушка», «Камаринская» покорил зарубежную публику: «Прием мне был оказан колоссальный, вызывали восемнадцать раз, что редко встречается в Англии, где публика более сдержанная, нежели в России и во Франции. Цветов я получила уйму, вся сцена была ими заставлена как ковром», – оставила воспоминания в своем дневнике пораженная русская балерина.