Центр Вознесенского представит оперу-инсталляцию композитора Дмитрия Курляндского, поэта Димитриса Яламаса и художника Елены Немковой. Проект носит название «НекийА» и реализуется в двух версиях – онлайн и офлайн. Такой актуальный и высокотехнологичный формат презентации музыкального произведения будет представлен в России впервые.
В Центре Вознесенского офлайн-версия проекта будет реализована в формате оперы-инсталляции. В одном из залов Центра опера будет транслироваться в режиме нон-стоп; синхронно с 4-канальным звуком на шести экранах будет передаваться видео Елены Немковой. Продолжительность полного цикла оперы-инсталляции – час. Однако, время пребывания внутри инсталляции не ограничено – посетители могут пробыть там от нескольких минут до нескольких часов, прослушав и посмотрев оперу один или несколько раз. «НЕКИЙА» включает в себя элементы иммерсивности: каждый зритель-слушатель, находящийся в зале, где исполняется опера, как бы примеряет на себя роль главного героя оперы, Одиссея. Как и Одиссей, спустившийся в Аид, зритель, находясь в центре инсталляции, выслушивает монологи четырех мифологических героинь – умерших Алкесты, Эпикасты (Иокасты), Александры (Кассандры) и Эвридики.
Дмитрий Курляндский ‑ один из самых известных современных композиторов, член Союза композиторов России, лауреат многочисленных международных конкурсов, а также Премии «Парабола» Независимого благотворительного Фонда им. Андрея Вознесенского. Его произведения звучат на международных фестивалях и концертах, транслируются по радио во всем мире. С 2013 года Дмитрий Курляндский ‑ музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский. В 2014 году опера Курляндского «Носферату» в постановке Теодороса Терзопулоса была номинирована на Национальную театральную премию «Золотая Маска».
В «НЕКИЙИ», «как и в других своих партитурах для музыкального театра ‑ «Носферату», 2011, «Астероид 62», 2012, «Сверлийцы. Увертюра. Начало», 2012/15, «Октавия. Трепанация», 2017, «Парасомнии», 2018, ‑ Курляндский последовательно переворачивает привычные представления о жанре, вплотную приближая его к новым, неведомым художественным рубежам. Сверхсюжет каждой из них — саморефлексия жанра, попытка переизобрести оперу заново, пересмотреть созидавшиеся веками каноны и правила игры», – считает Дмитрий Ренанский.
Видео Елены Немковой представляет собой цветовую абстракцию, которая напоминает вспышки и светящиеся изображения, возникающие перед глазами при плотно закрытых веках (фотопсия). Такие оптические иллюзии различной формы и периодичности относятся к разряду энтопических – то есть порождаемых самим глазом – явлений. Художник так определяет формат своих поисков: «Внутренний слой роговицы глаза служит для создания движущихся изображений на сетчатке, почти так же, как и пленка в камере. Свет, влияющий на роговицу, вызывает каскад химических и электрических реакций, которые, в конечном счете, дают старт нервным импульсам. Эти импульсы направляются в различные зрительные центры мозга через зрительный нерв. Красочные переливающиеся иллюзии этих «поэм сетчатки» – это потоки бессознательного, принудительное погружение в элизиум, меланхолия мозга; хотя и они вызваны вполне механическими причинами».
Тексты монологов персонажей оперы написаны греческим поэтом Димитрисом Яламасом, который не первый раз работает с Курляндским. «В поэзии Яламаса властвует горькая ирония, свойственная родоначальникам романтизма – Новалису и Гельдерлину, и поэтам-авангардистам ХХ века. Следуя этой традиции, он перерабатывает свой личный опыт в духе «видения»: повествователь спускается в Аид и там собеседует с мертвыми. В стихах поэта налицо противопоставление чувственного и умопостигаемого, человеческого тела и кровоточащей памяти. Такое противопоставление порой порождает речевой вакуум, афазию, как в Лакримозе», – говорит профессор Фессалоникского университета Фр. Амбатзопулу.
Одновременно с показом «Некийи» в Центре Вознесенского, с 15 марта опера будет представлена в онлайн-формате на сайте лейбла Fancymusic, и на основных музыкальных онлайн-платформах — iTunes, Google play, YouTube, Яндекс Музыка и др. Онлайн-формат предполагает возможность прослушивания как отдельных монологов героев оперы, так и любых их сочетаний. Это возможно благодаря параллельному запуску треков на нескольких устройствах или в отдельных окнах, так что слушатель может самостоятельно формировать дуэты или трио в любой комбинации. Также можно прослушать все четыре монолога, сведенные в квартет, в отдельном файле.
На поиски адекватной формы реализации «Некийи» у Курляндского ушли годы, были перепробованы самые разные варианты репрезентации партитуры — в том числе ее перевод на язык танца. Теперь премьера «Некийи» проходит сразу в двух форматах — в виде онлайн-оперы и оперы-инсталляции, созданной в соавторстве с художницей Еленой Немковой, синхронизировавшей свое многоканальное видео (абстракции, словно бы увиденные сквозь закрытые веки); с ритмами партитуры Курляндского.
Оба непривычных формата отводят зрителю роль протагониста: попадая в пространство «Некийи», он фактически становится главным героем повествования — Одиссеем, слышащим голоса мертвых. Одновременно Курляндский предлагает зрителю стать соавтором произведения: при прослушивании на сайте лейбла FANCYMUSIC он может фокусироваться на отдельных ариях-монологах — а может микшировать их в любых комбинациях от дуэтов до квартетов, выстраивая индивидуальные авторские версии и проекции «Некийи». Более того: он может стать не только композитором, но и художником, и режиссером собственного спектакля, слушая «Некийю» в наушниках и подыскивая для нее идеальные декорации и наиболее подходящую ей акустику.
Партнером проекта выступает Электротеатр Станиславский.